ИОСИФ ОБРУЧНИК

ИОСИФ ОБРУЧНИК – праведный (память в первую Неделю после Рождества Христова), благочестивый муж, обручённый с Пресвятой Богородицей (Мф. 1:18), происходил из рода царя Давида (Мф. 1:16; Лк. 2:4). Подробные сведения об Иосифе Обручнике содержатся в Евангелиях от Матфея и от Луки в повествованиях о детстве Спасителя. Согласно евангелисту Матфею, Пресвятая Дева Мария была обручена с Иосифом Обручником, и, «прежде нежели сочетались («вступили в брачные отношения») они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф. 1:18). Иосиф Обручник хотел дать ей без публичной огласки разводное письмо, однако был вразумлён во сне ангелом Господним, который сказал ему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 1:20–21). Через какое-то время «Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк Ему имя Иисус» (Мф. 1:25). Как повествуется в Евангелии от Луки, Иосиф Обручник происходил из Назарета и вместе со своей семьёй отправился в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи (Лк. 2:4–5). Иисус родился в Вифлееме (Мф. 2:1). Согласно Мф. 2:2, Его посетили восточные мудрецы, которые «видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»; согласно Лк. 2:11, к Нему пришли пастухи, получившие откровение от ангелов, что «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». В Евангелии от Матфея сообщается о преследованиях Младенца Иисуса иудейским царём Иродом Великим и о бегстве Иосифа Обручника, вразумлённого ангелом Господним во сне, с Марией и Её новорождённым Сыном в Египет. Вернувшись из Египта после смерти Ирода, Иосиф Обручник с семьёй поселился в Назарете (Мф. 2:19–23). Согласно Евангелию от Луки, после прошествия восьми дней было совершено обрезание Младенца, а на сороковой день Иосиф Обручник и Пресвятая Мария принесли Младенца в Иерусалимский храм, где совершили очистительное и искупительное жертвоприношения (Лк. 2:21–24) и где произошла встреча со старцем Симеоном и с пророчицей Анной, признавших в Младенце будущего Мессию Израиля. Последнее упоминание об Иосифе Обручнике в Новом Завете относится к тому времени, когда Иисусу Христу исполнилось 12 лет (Лк. 2:41–52). Иосиф Обручник и Пресвятая Мария, ежегодно совершавшие пасхальное паломничество в Иерусалим, взяли с собой на праздник и Сына. Возвращаясь домой, они обнаружили исчезновение Иисуса, Которого «через три дня нашли… в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их…» (Лк. 2:46). На слова Своей Матери: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» – Иисус ответил: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:48–49). Вероятно, Иисус, с одной стороны, косвенно свидетельствует о том, что Иосиф Обручник не был его физическим отцом, а с другой – впервые в рамках евангельского повествования говорит о Своей особенной связи с Богом, Которого считает Своим непосредственным Родителем. К началу общественного служения Иисуса Христа Иосиф Обручник, о котором больше ни разу прямо не говорится, возможно, уже не было в живых; на это может указывать именование в Евангелии от Марка Спасителя жителями Назарета «сыном Марии» (Мк. 6:3).

 



 
PR-CY.ru