ИОРДАН

ИОРДАН (VI в.) – готский историк. Точные годы жизни исследователям неизвестны. По их мнению, он принадлежал к племени остготов (остроготов). Происходил из знатного рода. Дед Иордана Пария долгое время служил нотарием (секретарём) у аланского вождя Кандака, правителя Нижней Мёзии и Малой Скифии, которые он получил в управление в 453–454 гг., после смерти Аттилы. Иордан родился и провёл молодость в этих краях, его родной язык – придунайская латынь, с детства знал и греческий язык. Исследователи полагают, что он не получил систематического школьного образования, но был обучен письму и составлению грамот. Впоследствии Иордан изучил сочинения многих античных авторов, греческих и римских историков и географов. Находясь на византийской службе, состоял нотарием у племянника Кандака (сына его сестры) крупного военачальника Гунтигиса Базы. Благодаря короткому периоду службы у Гунтигиса Иордан укрепил связи со знатным готским родом Амалов, из которого происходил Гунтигис, наладил контакты с Италией и со столицей Остготского королевства Равенной, куда переселился, по мнению исследователей, после 538 г. Ещё в Мёзии, находясь в смешанной гото-аланской среде, Иордан принял христианство и стал арианином. После переезда в Италию перешёл в православие и стал одним из тех, кого называют religiosi (эти люди, оставаясь мирянами, соблюдали некоторые правила монашеской жизни). Вопрос о мотивах обращения Иордана остаётся для исследователей открытым. Став православным, Иордан называл арианство лжеучением и вероломством; по мнению исследователей, был епископом города Кротон (ныне Кротоне, Южная Италия). По-видимому, удалившись от государственных дел, он предался литературным занятиям. Иордан – автор сочинений «О сумме времён, или О происхождении и деяниях римского народа» («De summa temporum uel origine actibusque gentis Romanorum», сокращённо «Romana»), который посвящён истории Римской империи, и «О происхождении и деяниях гетов» («De origine actibusque Getarum», сокращённо «Getica»), в котором излагается история готов. «Романа» была начата по настоянию друга Иордана видного должностного лица Вигилия. По просьбе общего друга Иордана и Вигилия Касталия работа была прервана, и началось спешное составление «Гетики», после завершения которой Иордан вернулся к отложенной работе и вскоре закончил её. Исследователи считают, что оба произведения написаны в Равенне в 550/551 г. «Романа» и «Гетика» в значительной степени представляют собой компилятивные сочинения, в которых присутствуют явные и скрытые следы влияния Иосифа Флавия, Страбона, Помпония Мелы, Тита Ливия, Тацита, Вергилия, Птолемея, Диона Кассия, Дексиппа, Павла Орозия, блаженного Иеронима, Сократа Схоластика, Симмаха, Кассиодора, Марцеллина Комита, Аблабия и других авторов. Источниками «Романы» являлась «Римская история» Симмаха, а также кропотливо составленные Иорданом выписки из трудов греческих и римских историков. Последние годы существования Остготского королевства в Италии Иордан описал по собственным наблюдениям. По мнению исследователей, «Романа» самостоятельного значения не имеет.

 



 
PR-CY.ru