ИОРДАН Фёдор Иванович

ИОРДАН Фёдор Иванович (1800–1883 гг.) – гравёр и рисовальщик, мастер резцовой репродукционной гравюры на металле. Сын придворного «обойного мастера». С 1809 г. воспитывался в Академии Художеств под покровительством императрицы Марии Фёдоровны, при дворе которой его отец состоял на службе. В 1819 г. определён в гравировальный класс к Николаю Ивановичу Уткину. В 1822 и 1823 гг. за рисунки с натуры получил малую и большую серебряные медали; в 1824 г. за гравюру «Меркурий усыпляет Аргуса» с картины Петра Ивановича Соколова – малую золотую медаль, аттестат пкервой степени; был оставлен при Академии Художеств «для усовершенствования» мастерства. В 1827 г. получил большую золотую медаль за гравюру «Умирающий Авель» с картины Антона Павловича Лосенко. В 1829 г. отправлен пенсионером Академии Художеств сначала в Париж в мастерскую Тардьё, затем в мастерскую Жозефа-Теодора Ришома. Во время обучения у Ж.-Т. Ришома начал гравировать «Святое Семейство» с картины Рафаэля «Лоретская Мадонна» (1509–1510 гг., Музей Конде в Шантийи, Франция). В 1830 г. переехал в Лондон, работал в мастерской А. Раймбаха, по требованию которого перегравировал вновь «Святое Семейство». Изучал различные гравировальные техники в мастерских Дж. Г. Робинсона и Ч. Бентли. В 1835–1850 и 1853–1855 гг. жил в Италии, общался с Александром Андреевичем Ивановым, Николаем Васильевичем Гоголем, Карлом Павловичем Брюлловым. После приезда в Рим по совету К.П. Брюллова начал работать над гравированием картины Рафаэля «Преображение Господне» (1518–1520 гг., Музеи Ватикана). Это произведение стало самой знаменитой его гравюрой, с удивительной точностью воспроизводившей шедевр живописи. Работа над гравюрой продолжалась с 1835 по 1850 г., подготовка рисунка заняла два года, в 1850 г., после окончания работы, получил звание профессора гравирования. В 1844 г. Ф.И. Иордан избран академиком Академии Художеств. С 1855 г. преподавал в Академии Художеств, с 1856 г. заведовал гравировальным классом; в 1871 г. стал ректором живописного и скульптурного отделений; в 1876 г. – заведующим также мозаичным отделением. С 1855 г. был помощником хранителя эстампов и оригинальных рисунков в Государственном Эрмитаже, а в 1860 г., после кончины Н.И. Уткина, назначен хранителем этой части коллекции. С 1867 г. исполнял частные заказы. Среди его учеников были Иван Петрович Пожалостин, Пётр Константинович Константинов, его советами пользовались Тарас Григорьевич Шевченко, Василий Васильевич Матэ, Николай Семёнович Мосолов и др. Ф.И. Иордан был избран членом Академий художеств в Берлине, в Урбино и во Флоренции. Принимал участие в организации и экспонировании Русского отдела на Всемирной выставке в Лондоне (1862 г.). Исполнял эстампы большого формата с картин, написанных на библейские темы (например, «Истязание Спасителя», 1867 г., с картины Алексея Егоровича Егорова), гравировал портреты, в том числе своих современников (например, «Портрет Дамаскина, игумена Валаамского», 1878 г.), иллюстрировал санкт-петербургские издания. Автор мемуаров «Записки ректора и профессора Академии Художеств Ф.И. Иордана» (М., 1918 г.).

 
PR-CY.ru