ИОНА, Иван

ИОНА, Иван (ум. 1470 г.) – Отенский, архиепископ Новгородский и Псковский, святитель (память 5 ноября, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых). Житие святителя («Месяца ноеврия в 5 день. Въспоминание о житии, чюдодеиствии и о преставлении о блаженем Ионе, архиепископе Великаго Новаграда, иже бысть по вторем архиепископе Еуфимии чюдотворци, иже на Вежищах, в лето 6976-е до лета 9-го»; в дореволюционной научной литературе имело название «Воспоминание», в советской – «Повесть») помещено под 5 ноября в Великих Четьих-Минеях митрополита Макария (1539 г.). В XIX–XX вв. большинство исследователей считали, что Житие Ионы было составлено вскоре после его кончины. Василий Осипович Ключевский привёл аргументы в пользу того, что первоначальное Житие Ионы, являвшееся, по существу, черновыми записками, в которых события излагались не в хронологической последовательности, но, как вспоминал автор, было составлено в 1472 г. Гелиан Михайлович Прохоров высказал предположение, что в основе сохранившихся редакций Жития лежит произведение, написанное современником Ионы. Яков Соломонович Лурье полагал, что текст был создан вскоре после 1480 г., учитывая указание в нём на пророчество Ионы об освобождении Руси от ордынских царей. Однако по мнению Анатолия Аркадьевича Турилова, ряд обстоятельств не позволяет отнести памятник (вернее, сохранившуюся редакцию) к последней трети XV в., исследователь считает, что Житие было составлено специально для включения в Великие Четьи-Минеи. Около 1571/1572 г. Зиновий, инок Отенского мужского монастыря, где был погребён Иона, написал Похвальное слово святителю («О обретении мощеи преподобнаго Ионы, архиепископа Великаго Новаграда, и о казнех, бывающих на нас от Бога»). В нём повествуется об обретении мощей Ионы в Отенской обители в 1553 г., чему Зиновий был свидетелем. В сочинении говорится о бедствиях, постигающих народы, «внегда бо нам не любити милости, и щедрот, суда и правды не творити». Среди этих бедствий названы эпидемия, во время которой скончался Новгородский архиепископ Серапион (1552 г.), вскоре последовавшее появление ереси, пожары. Наряду с этим Господь ниспослал Русской земле Свою милость – обретение нетленных благоухающих мощей Ионы. В Похвальном слове Зиновий сообщает о пожаре в обители, случившемся между 1568 и 1571 гг., во время которого гробница с мощами святителя была вынесена из горящего храма на монастырский двор. Согласно Житию, Иона родился в Великом Новгороде, рано осиротел и воспитывался некой вдовой, которая отдала отрока в научение грамоте дьякону («наказатися священным книгам»). Будущее архиерейство было предсказано Ивану, в то время ещё ребёнку, юродивым Михаилом Клопским, когда Михаил впервые прибыл в Великий Новгород (до поселения в Клопском монастыре, в архиепископство Иоанна, т.е. в 1388–1415 гг.). Блаженный на улице увидел Ивана, который не играл с детьми, поднял мальчика за волосы и воскликнул: «Иване... учи книгы прилежно, имаши бо великому граду сему архиепископ быти» («Библиотека литературы Древней Руси», том 7). Как показал А.А. Турилов, рассказ о предсказании Ионе архиепископства встречается в качестве самостоятельной статьи в сборниках первой половины XVI в. (Библиотека Академии Наук, Российская государственная библиотека, Исторический музей), включён в Новгородскую четвёртую летопись по списку Петра Петровича Дубровского (Полное собрание русских летописей, том 43).

 



 
PR-CY.ru