ИОНА, Собина

ИОНА, Собина (ум. после 1547 г.) – епископ Суздальский и Тарусский. Первое летописное упоминание о нём как об архимандрите московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря относится к 1518–1519 гг., когда в кремлёвской обители произошло несколько исцелений у гроба митрополита Московского и всея Руси Алексия. «Тоя же обители Иона архимандрит възвести таа чюдеса святейшему Варлааму митрополиту и великому государю Василью» (Полное собрание русских летописей, том 8; том 13, часть 1; том 21, часть 2). В 1535 г. Иона участвовал вместе с сонмом духовенства в переложении мощей святителя Алексия в Чудовом монастыре в серебряную раку. При нём в монастырь были сделаны земельные вклады, но, главным образом, земельные владения монастыря приумножились благодаря приобретению имений, о чём сообщается в купчих грамотах начиная с 1519/1520 г. Акты свидетельствуют о том, что Иона, более 20 лет возглавлявший Чудов монастырь, был превосходным хозяином. При этом, как полагают исследователи, в монастыре строго соблюдался устав. В 1578 г. царь Иван IV Васильевич Грозный в послании в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь с похвалой отзывался об обители, когда ею управлял Иона: «У Чюда быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака… и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей». Александр Александрович Зимин назвал чудовского настоятеля «одним из ближайших сподвижников» митрополита Даниила. В 1522 г. по благословению новопоставленного предстоятеля Русской церкви Иона был послан для освидетельствования мощей Макария Калязинского, открытых 26 мая 1521 г. По предположению Галины Сергеевны Гадаловой, автором «канона и сказания об обретении мощей Макария Колязинского, вероятно, был кто-то из московских (возможно, чудовских) иноков». В сказании об обретении мощей преподобного Макария сообщается, что Иона передал великому князю Василию III Ивановичу «от князя Георгиа (Дмитровского князя Юрия Иоанновича) достойное поклонение к старейшему брату» и доложил великому князю и митрополиту Даниилу, что «виде святаго Макариа чюдно и преславно, паче ума человечя» (Российская государственная библиотека). Согласно источникам второй половины XVI – начала XVIII вв., Иона был одним из главных обличителей Максима Грека на Соборе в феврале 1525 г. (знакомство Ионы с преподобным Максимом началось в 1518 г., когда греческий книжник, прибывший с Афона в Москву, был поселен в Чудовом монастыре). В мае 1531 г. в качестве свидетеля Иона участвовал в соборном разбирательстве дела инока Вассиана (Патрикеева), на котором показал, что жившие в его монастыре афонские старцы Максим и Савва, а также книгописец Михаил Медоварцев переводили и толковали книги Священного Писания с согласия Вассиана, без повеления великого князя и благословения митрополита. Роль чудовского архимандрита в осуждении как Максима Грека, так и Вассиана (Патрикеева) отмечается в Житии Максима Грека начала XVIII в. Однако во фрагментарно сохранившихся текстах судных списков Иона не упоминается, что заставляет исследователей относиться с осторожностью к показаниям более поздних текстов. Иона вместе с другими духовными лицами ручался перед великим князем Василием III за представителей знатных родов: в 1522 г. за князя Василия Васильевича Шуйского Немого, в феврале 1525 г. – за князя Ивана Михайловича Воротынского.

 



 
PR-CY.ru