ИГУМЕН

ИГУМЕН (греч. – управитель, руководитель) – начальник монастыря; в РПЦ – титул, присваиваемый как иерархическая награда иеромонахам (соответствует протоиерею белого духовенства). В Новом Завете слово «игумен» обозначает вообще начальствующего («Но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» – Лк. 22:26; «начальствующих между братиями» – Деян. 15:22) и переводится на русский язык также как «начальник» (Деян. 7:10; 14:12), «вождь» (Мф. 2:6), «наставник» (Евр. 13:17). Применительно к епископу слово «игумен» в древней церкви употреблялось в значении «начальствующий над церковью». Епископы «для мирян своих – пророки, начальники, вожди...»; «начальник и вождь ваш». «Игуменами» называет Феодорит Кирский, вождей (епископов) сообщества выступивших против Афанасия I Великого. Об игумене как руководителе монашеской общины упоминают Иоанн Лествичник: «...Испросив у игумена лавры келлию...»; Иоанн Мосх: «...Авва Геронтий, игумен монастыря святого отца нашего Евфимия...». В начале устройства монашеской жизни управление монастырями осуществляли особые лица – «отцы». Появившиеся именования «игумен» и «архимандрит» долгое время употреблялись как синонимы, некоторые авторы считают, что, по крайней мере, до середины VI в. между ними невозможно установить разницу, они стали различаться не раньше X в. Начальники больших и известных монастырей на Востоке стали именоваться архимандритами, а малых – игуменами. Функции игумена как настоятеля монастыря соответствуют таковым архимандрита. Документы четвёртого Вселенского собора (451 г.) содержат послания архимандритов, поданные Собору; в документах Константинопольского собора 536 г. перечисляется примерно 37 сирийских монастырей, возглавляемых архимандритами; седьмым Вселенским собором (787 г.) употребляется, в основном, наименование «игумен»: среди 109 игуменов, подписавших соборное определение, прочитанное в четвёртом деянии, главы двух монастырей Константинополя поименованы игуменами и архимандритами – Савва студийский и Платон саккудийский, также поименованы Иосиф ираклийский, Феодор пандский, Макарий вардский, Феодор водосский, Стефан кареонский, Ваан фермский, Варда прусиадский. Употребление двух наименований сана в отношении одного лица несомненно свидетельствует об их различении в это время. Позднее сан архимандрита становится выше сана игумена. Архимандриты прежде игуменов получают «лобзание мира» от императора. Таким образом, титул архимандрита вначале сохранялся у игуменов, которых император хотел почтить особо: подобно званию «протосинкелл», этот титул становился только почётным, дающим право присутствовать на церемониях, процессиях, синодах; это был уже персональный титул, он давался игуменам за личные заслуги, возможно, в той борьбе, которая предшествовала седьмому Вселенскому собору. В V–VI вв. игуменами могли быть не только пресвитеры, но и монашествующие диаконы и не имеющие священного сана монахи. Позже игуменами поставлялись только пресвитеры. Для поставления игумена незнание грамоты не считалось препятствием: так, на документе Собора 536 г. за игумена константинопольского монастыря Константа Стефана расписался диакон, игумен же поставил крест, игумен одного из халкидонских монастырей (Савватий) расписался рукой своего диакона, сказав, что не умеет писать.

 



 
PR-CY.ru