ИОАСАФ

ИОАСАФ (ум. после 1396 г.) – митрополит Видинский (Бдинский), иерарх Болгарской церкви, писатель, последователь тырновской книжной школы. Биографические сведения о нём крайне скудны; исследователи полагают, что он происходил из знатного рода и ещё в юности стал монахом. В сентябре 1392 г. по настоянию удельного видинского царя Иоанна Срацимира (сына царя Иоанна Александра) он был возведён в сан митрополита Видинского Константинопольским патриархом Антонием; поставление в Константинополе было следствием борьбы Иоанна Срацимира за независимость Видинской кафедры от Тырновского патриарха. В 1394 г. вместе с наследником видинского престола Константином Иоасаф совершил поездку в Тырнов, незадолго до этого (1393 г.) занятый османами, «в связи с необходимыми и важными царскими делами». Помимо дипломатической миссии цель поездки заключалась в приобретении у мусульман-завоевателей хранившихся в Тырнове мощей святых, особо чтимых в Болгарии. Исследователям неизвестно, каким образом посольству удалось получить мощи святых жён Параскевы (Петки) Тырновской, Филофеи и, вероятно, императрицы Феофании, которые были торжественно перенесены в Видин. В этом городе, столице последнего независимого болгарского удела, при активном участии Иоасафа складывался новый центр почитания этих святых. Иоасаф написал Похвальное слово Филофее, соединяющее в себе черты гомилии и повести о перенесении мощей; это Слово основано на Житиях этой святой и преподобной Параскевы, написанных Тырновским  патриархом Евфимием. В сочинении павший Тырнов противопоставлен уцелевшему Видину, который, согласно автору, по праву является наследником общеболгарских церковных святынь. Похвала преподобной Филофее сохранилась в Торжественнике минейном, переписанном в 1478–1479 гг. Владиславом Грамматиком. Другие бесспорно принадлежащие Иоасафу произведения исследователям неизвестны. Высказывалось мнение, что он является автором одного из канонов Ромилу Видинскому (в заглавии этого произведения фигурирует имя Иоасаф). Гипотеза представляется исследователям вполне правомочной, если учесть видинское происхождение прославленного монаха-исихаста, и вписывается (несмотря на пребывание мощей святого вне Видина) в программу формирования видинского собора святых по аналогии с тырновским, однако это предположение не нашло поддержки в научной литературе. Текст канона не содержит каких-либо сведений, подтверждающих эту гипотезу, кроме того, исследователи не исключают, что канон был переведён с греческого языка. В 1396 г. Видин последним из болгарских городов перешёл под власть османов. Дальнейшая судьба Иоасафа исследователям неизвестна. Судя по тому что Киевский митрополит Григорий Цамблак в современной событиям «Повести о перенесении мощей преподобной Параскевы в Видин и Сербию» не упоминает митрополита в связи с вероломным пленением и отправкой в Малую Азию царя Иоанна Срацимира, исследователи полагают, что Иоасафу удалось спастись и найти убежище за пределами страны. Исследователи высказывают предположения, что он мог скрыться от турок в Венгрии или в Валахии. По мнению исследователей, отсутствие сочинений Иоасафа в славяно-румынской традиции косвенно свидетельствует, скорее, против второго варианта, в особенности с учетом того, что мощи преподобной Филофеи после завоевания Видина были перенесены в столицу Валахии Куртя-де-Арджеш. На Руси сочинения Иоасафа известности не получили.

 
PR-CY.ru