ИОАСАФ

ИОАСАФ (середина XVI в. (?) – 1610 г.) – архимандрит, священномученик (память 6 июля – в Соборе Радонежских святых). Иоасаф принял монашеский постриг в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре, где стал игуменом не позднее февраля 1592 г.: в это время он по повелению царя Фёдора Ивановича принимал в обители Тырновского митрополита Дионисия, который в мае 1591 г. доставил в Москву грамоту Константинопольского Собора о признании патриаршества на Руси. Царь Фёдор Иванович посещал монастырь в 1591–1592 и в 1594–1595 гг. В эти годы в обители был построен и освящён собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1590 гг. Боровский монастырь получил ряд вкладов: несколько облачений от царя Фёдора Ивановича и царицы Ирины Фёдоровны, богослужебную утварь, земельные владения. В 1598 г. Иоасаф участвовал в Земском соборе, избравшем на царский трон Бориса Фёдоровича Годунова. В 1599 г. царь Борис и царевич Фёдор ездили в Можайск «да х Пафнотию чюдотворцу в город Боровск». В 1601 г. Борис Фёдорович вновь посетил Боровский монастырь, куда была доставлена рака для мощей преподобного Пафнутия. 18 марта 1605 г. Иоасаф стал настоятелем Троице-Сергиева монастыря и был возведён в сан архимандрита (предыдущий настоятель архимандрит Кирилл (Завидов) был хиротонисан на митрополичью Ростовскую кафедру). В перечне троицких настоятелей об Иоасафе сказано: «...Взят ис Пафнотьева монастыря, 5 лет неполны». Царь Василий Иванович Шуйский, занявший русский престол в 1605 г., 8 августа следующего года дал Иоасафу подтвердительную жалованную грамоту на рыбные ловли на Волге, в том же году решил в пользу обители спор из-за вотчины, пожалованной царём Фёдором Ивановичем, освободил монастырь от пошлины на мёд, собиравшийся в Юрьеве Польском; по просьбе Иоасафа царь повелел восстановить все грамоты на монастырские нижегородские вотчины (документы сгорели в августе 1607 г. в Московском Кремле). В ноябре 1607 г. Василий Иванович посетил Троицкий монастырь, «принося благодарение за победу над мятежниками» (было подавлено восстание Ивана Исаевича Болотникова). В 1609 г. царь пожаловал Троице-Сергиеву монастырю место «за Сретенскими вороты у Неглинной» для строительства подворья. В Смутное время Иоасаф был идейным вдохновителем и одним из организаторов героической обороны Троицкой обители. Осада, начавшаяся 23 сентября 1608 г., продолжалась до 12 января 1610 г. Перед началом осады Ян Сапега и Александр Лисовский отправили в монастырь две грамоты с предложением сдаться: одну – воеводам, другую – Иоасафу, на которые последовал решительный отказ. Воеводы и Иоасаф «с соборного приговора со старцами, и дворянами, и всеми воинскими людьми» писали Яну Сапеге и А. Лисовскому о том, что они не сдадут монастырь еретикам-латинникам и не нарушат крестного целования царю Василию Шуйскому. 3 октября начался артиллерийский обстрел монастыря. В это время архимандрит и монахи молились у мощей Сергия Радонежского. 13 октября последовал первый ночной штурм. Во время штурмов Иоасаф служил молебны в Троицком соборе или совершал крестный ход по стенам обители; принимал участие в совете воевод, на котором разрабатывалась стратегия обороны монастыря. Иоасаф рассылал грамоты по окрестным волостям с призывом сохранять верность царю Василию Ивановичу; исповедовал и постригал в монахи тяжелораненых воинов, заботился о пропитании мирян, укрывшихся за стенами монастыря, чем нередко вызывал недовольство братии, страдавшей от голода.

 



 
PR-CY.ru