ИОАННУ Периклес Пьер

ИОАННУ Периклес Пьер (1904–1972 гг.) – канонист, церковный историк и византолог греческого происхождения и греко-католического исповедания. Защитил докторскую диссертацию по византинистике и новогреческой филологии в Мюнхенском университете (1952 г.). Труды П.П. Иоанну публиковались на французском и немецком языках. К числу наиболее значительных его исследований исследователи относят монографии «Христианская метафизика в Византии», «Имперское законодательство и христианизация Римской империи (311–476)», «Восточная Церковь и кафедра Петра в IV веке», а также ряд работ, посвящённых византийским богословам, философам и историкам, в частности, Михаилу Псёллу и Иоанну Италу. П.П. Иоанн подготовил критическое издание правил Вселенских соборов (с первого по седьмой). Вопросы, связанные с взаимоотношениями православной и католической церквей и межконфессиональной полемикой по вопросу о папском примате, обсуждаются в книге «Папа, Собор и Патриархи в канонической традиции до IX века». В ней содержится попытка обоснования притязаний Римского епископа на вселенскую юрисдикцию, построенного, главным образом, на восточном материале. П.П. Иоанну стремится доказать, что Восточные церкви в эпоху Вселенских соборов признавали и главенство папы, и непогрешимость его доктринальной власти. Римским епископам I тыс. П.П. Иоанну даёт исключительное право созывать Соборы и перепоручать председательство на них своим легатам. Все соборные определения, считает он, в той или иной форме утверждались в Риме, ибо Римские епископы не только на Западе, но и на Востоке признавались высшими судьями в вопросах веры. Позицию П.П. Иоанну по этому вопросу исследователи считают не вполне верной. Поскольку Римские епископы лично не присутствовали ни на одном Вселенском соборе, они рассматривали их деяния и определения и в зависимости от того, содержат ли соборные определения неповреждённое православное учение, признавали или отвергали их. Таким же образом поступали и все другие православные епископы, не присутствовавшие на Соборах. Однако из этого не следует, что общецерковное признание соборных оросов зависело от суда Римского или любого другого епископа. Напротив, признание или отвержение православных соборных определений тем или иным епископом, в том числе и Римским, служило критерием православия этого епископа. Санкции Римского епископа не требовалось для принятия не только оросов, но и дисциплинарных постановлений и канонов. Так, правило 28 четвёртого Вселенского собора не было признано папой Львом I Великим, но, тем не менее, вошло в канонический корпус церкви. В исследовании, которое ставило своей задачей доказать, что древняя церковь признавала высший учительный авторитет Римского епископа, П.П. Иоанну обсуждает случай с посмертным соборным анафематствованием папы Гонория I (681 г.), обличённого в монофилитстве. Воззрения папы Гонория I, по мнению П.П. Иоанну, были дифелитскими и православными, но то, что они были неудачно выражены, являлось оружием монофелитов против защитников православного учения о двух волях во Христе, за что Гонорий I и был осуждён Собором.

 



 
PR-CY.ru