ИАКОВ, Яковишко

ИАКОВ, Яковишко (вторая–третья четверть XV в.) – новгородский книгописец-каллиграф, работал в том числе по заказу владычного двора при новгородских архиепископах Евфимии II Вяжицком (1434–1458 гг.) и Ионе (1459–1470 гг.). Деятельность Иакова органично входит в культурно-историческую ситуацию Новгорода той эпохи, которая характеризуется сочетанием традиционализма и новаций. Иаков принадлежал к числу книжников, писавших на пергамене и на бумаге монументальным литургическим «младшим» полууставом (возможно, участвовал в его выработке), который сложился в Новгороде во второй четверти XV в. под влиянием южнославянских почерков, придя на смену уставу и «старшему» полууставу, восходящим к русской традиции XIV в. В переписанных книгах (все известные – литургического содержания) Иаков последовательно употреблял среднеболгарскую орфографию, надстрочные знаки и знаки препинания, применял фигурные завершения текста. Все рукописи Иакова украшены плетёным орнаментом балканского стиля и вязью с большим показателем (соотношением высоты букв к их ширине), нередко выполненной золотом (возможно, самим книгописцем). Исследователям известна одна подписная рукопись Иакова – Триодь постная (Российская национальная библиотека), датируемая на основании упоминания имени заказчика (архиепископ Евфимий II) и по филиграням около 1456 г. К этому богослужебному комплекту книг исследователи относят написанную несомненно тем же писцом Триодь цветная с Синаксарем (Исторический музей). На основании характерного почерка Иакова исследователи готовы атрибутировать самые роскошные новгородские пергаменные рукописи XV в., украшенные миниатюрами: Евангелие-апракос полный 1430 (?) гг. (Исторический музей), так называемое Евангелие Шереметевой, возможно, напрестольное Евангелие новгородского Софийского собора, написанное по заказу архиепископа Евфимия II, и кодекс того же содержания 1468 г. (ИАХМНИ), созданный по заказу владычного ключника Пимена. К числу работ Иакова на основании почерка и оформления исследователи предположительно готовы отнести пергаменный Служебник (НБ НАНУ, собрание Киево-Печерской лавры), переписанный в 1461 г. для церкви архангела Михаила в Пскове, который до последнего времени считался псковской рукописью. Графические приёмы и орфография рукописей Иакова оказали заметное влияние на новгородскую рукописную книгу последующего периода.

 
PR-CY.ru