ИАКОВ

ИАКОВ (ум. в середине – второй половине XV в.) – Брылеевский, Железноборовский, основатель Троицкой Брылеевой пустыни, преподобный (память 11 апреля и 23 января – в Соборе Костромских святых). Сведения об Иакове содержатся в пересказах краеведов начала XX в. пространной редакции Жития Иакова Железноборовского (Житие было составлено в 1598 г. игуменом Железноборовскогово имя святого Иоанна Предтечи мужского монастыря Иосифом, известно в единственном списке конца XVIII – начала XIX в.: Российская национальная библиотека, в данном тексте сведения об Иакове отсутствуют; другие списки, содержавшие дополнительную информацию, в частности, о чудесах Иакова Железноборовского и об Иакове, утрачены). Согласно пересказам Жития, Иаков был учеником Иакова Железноборовского (ум. в 1442 г.). Архимандрит Леонид (Кавелин) писал о том, что Иаков жил в Железноборовском монастыре (ныне в селе Борок Буйского района Костромской области) в качестве трудника. По прошествии некоторого времени Иаков уединился в глухом лесу, в 5 км к юго-востоку от монастыря, и основал Троицкую Брылееву пустынь, где и был погребён после кончины. В 1612 г. польские отряды разорили Брылееву пустынь. В 1648 г. здесь стояла деревянная Свято-Троицкая церковь с приделом во имя преподобного Иакова (возможно, Иакова Железноборовского, канонизированного раньше 1628 г.). Впоследствии эта церковь, как полагают исследователи, сгорела, поскольку больше не упоминается в документах. В 1731 г. игумен Феодосий перенёс в пустынь из Железноборовского монастыря деревянную Рождество-Богородицкую церковь, которую в 1734 г. переосвятили в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В описи Железноборовского монастыря 1743 г. в Брылеевой пустыни отмечены помимо Введенской церкви две братские кельи. К началу XX в. Иаков считался канонизированным святым. В «Верном месяцеслове всех русских святых» (М., 1903 г.), составленном по донесениям, присланным в Святейший Синод из епархий в 1901–1902 гг., он указан как «преподобный Иаков Железноборовский второй», сподвижник Иакова Железноборовского первого. Память Иакова праздновалась в день Сошествия Святого Духа на апостолов. В начале XX в. Брылеева пустынь, известная среди местных жителей под названием «Пустынька», являлась скитом Железноборовского монастыря. Главной святыней пустыни была широко почитавшаяся могила Иакова близ Введенской церкви. По мнению исследователей, современная память Иакова (11 апреля) приурочена ко дню памяти Иакова Железноборовского. Во Введенской церкви Брылеевой пустыни находился старинный образ Иакова. Судя по описаниям краеведов XIX–XX вв., видевших икону, святой был изображён в схимнических одеждах с развёрнутым свитком в руках. В «Иконописном подлиннике» XVII–XVIII вв. (Российская национальная библиотека) под 21 марта помещена память «преподобнаго Иякова, игумена на Костроме Троицкаго монастыря» (возможно, имеется в виду этот Иаков). Железноборовский монастырь закрыли в 1929 г., вскоре была закрыта и разрушена Введенская церковь в Брылеевой пустыни. В настоящее время на местоположение храма указывает несколько камней фундамента. По мнению исследователей, мощи Иакова покоятся под спудом. В 1981 г. канонизация Иакова была подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, празднование которому было установлено по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского).

 
PR-CY.ru