ИАКОВ - Страница 2

Контаминация текстов Феодорита и Мар Авгена произошла в монофизитской среде, как предполагают исследователи, в одном из монастырей области Тур-Абдин. Сир. Житие Иакова, опубликованное П. Беджаном, представляет собой список версии «Истории боголюбцев». Согласно сирийским источникам (Илия Нисибинский, Дионисий Телль-Махрский), Иаков скончался в 338 г. В греко-сирийской традиции Житие Иакова представлено следующим образом. Святитель родился в Нисибине. Когда Иаков достиг почтенного возраста, он удалился от мира, проводя весну, лето и осень в лесах под открытым небом, а зиму – в пещере. Пищей ему служили плоды деревьев и коренья. Как усердному молитвеннику ему был дан от Бога дар чудотворения. Через некоторое время Иаков отправился в Персию, где было много язычников, чтобы потрудиться в распространении православной веры. Однажды он переходил через реку, в которой юные девушки стирали одежду. Они не прикрыли перед старцем обнажённые ноги и непочтительно смотрели на него. По молитве Иакова источник, из которого выходил поток, иссяк, а девицы внезапно состарились и поседели. Местные жители умоляли святого вернуть им источник и простить девиц. Святой исполнил первую просьбу, а когда хотел исполнить вторую, оказалось, что ни одна из девушек не раскаялась в своём поступке. Иаков совершил множество других чудес. Он воскресил мошенника, который, чтобы старец подал его друзьям щедрую милостыню, сначала притворялся мёртвым, а потом действительно умер. Иаков, будучи епископом города Нисибина, продолжал вести строгий образ жизни. Был участником первого Вселенского собора в Никее, когда обличали ересь Ария. Во время осады Нисибина персидским шахом Шапуром Иаков с городской стены проклял вражеское войско, и на персов напали полчища комаров. После кончины Иакова персам удалось захватить город. Мощи Иакова были перенесены в Амиду (ныне Диярбакыр, Турция), а в X в., при византийском императоре Иоанне Цимисхии, – в Константинополь. Наиболее ранним свидетельством в армяно-грузинской традиции является упоминание Иакова в сочинении, написанном в V–VI вв. по-армянски, «Эпические истории, или Бузандаран» (ошибочно называется «История» Фавста Византийского). В нём сообщается, что Иаков, прозванный мудрецом, был персом по рождению. Далее следуют три истории, не связанные между собой. Сначала рассказано об обретении Иаковом Ноева ковчега, затем о его участии в Никейском соборе, а потом о его миссии в гавар Рштуник. Иаков нашёл обломки ковчега на горе Арарат в Кордуене (арм. Кордук). Эта версия впоследствии стала популярной в Месопотамии и нашла отражение в Житии Мар Авгена, а в Кордуене возникло несколько монастырей в честь ковчега.

 



 
PR-CY.ru