ИОАСАФ Каменский, Андрей Дмитриевич

ИОАСАФ Каменский, Андрей Дмитриевич, князь (раньше 1436 – 1450 гг.) – преподобный (память 10 сентября, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых). В кратком летописце, известном по рукописи Российской национальной библиотеки, 1560 гг., сообщается, что мощи Иоасафа пострадали во время пожара в Спасо-Каменном монастыре в 1476 г. Этот летописец (возможно, в более раннем списке) лёг в основу «Сказания о Спасо-Каменном монастыре», написанного, по мнению исследователей, вскоре после 1481–1482 гг. (составителем первоначального текста был старец Паисий (Ярославов), окончательный вид «Сказанию…» придал другой книжник, назвавший Паисия «приснопомнимым старцем»). Согласно «Сказанию…», Иоасаф в миру носил имя Андрей, был сыном Заозёрского князя Дмитрия Васильевича (ум. раньше 1436 г.) и княгини Марии, внуком Ярославского князя Василия Васильевича. В 12 лет Андрей принял монашеский постриг в Спасо-Каменном в честь Преображения Господня монастыре на Кубенском озере при игумене Кассиане (Кассиан возглавлял монастырь с 1469 г., в 1479 г. игуменом обители уже был Лонгин; по мнению Ольги Львовны Новиковой и Сергея Николаевича Кистерёва, факт игуменства Кассиана не подтверждён надёжно источниками) и был отдан под начало «старцу духовну». Эти сведения из «Сказания…» нуждаются в уточнениях. Князь Андрей Заозёрский упоминается в родословных книгах середины XVI в., которые сообщают, что он был женат на дочери Ярославского князя Ивана Дмитриевича Дея и взял в приданое Кубену. Не позднее лета 1447 г., после победы над Угличским князем Дмитрием Георгиевичем Шемякой, который был женат на сестре Андрея Софье, великий князь Василий II Васильевич забрал Кубену себе. По мнению исследователей, этим временем можно датировать уход князя Андрея в монастырь. Место пострига Иоасафа было определено тем обстоятельством, что в XIV–XV вв. ярославские князья выступали главными ктиторами Спасо-Каменного монастыря. Князь Дмитрий Васильевич активно поддерживал иноков этой обители, основавших новые монастыри на его землях. Иоасаф прожил в Спасо-Каменном монастыре пять лет и скончался. «Положено бысть тело его во церкви древяной наверх земли. И лежало тело его во церкви до пожара много лет цело и невредимо». Больные «студёным недугом, трясавицею» получали у раки Иоасафа исцеление. 3 сентября 1476 г., когда все постройки Спасо-Каменного монастыря были уничтожены пожаром, «тело блаженнаго старца Иоасафа... згорело же». «Сказание о Спасо-Каменном монастыре» послужило одним из главных источников Жития Иоасафа, составленного в конце XV – первой половине XVI вв. В настоящее время известно 24 списка Жития XVII–XVIII вв. (Исторический музей).

 



 
PR-CY.ru