ИННОКЕНТИЙ, Охлябинин, Комельский, Вологодский

ИННОКЕНТИЙ, Охлябинин, Комельский, Вологодский, ученик Нила Сорского, основатель Иннокентиева Комельского в честь Преображения Господня монастыря (середина XV в. – 1491 г.) – преподобный (память 19 марта, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во вторую Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Афонских преподобных). Сведения об Иннокентии содержатся, главным образом, в его Житии и в Житии преподобного Нила Сорского. Исследователи выявили две редакции Жития Иннокентия. Первая редакция представлена списком Российской национальной библиотеки, начало 1630 гг., вторая редакция – рукописями Российской национальной библиотеки, 1713 г. и Исторического музея, рубеж XVII и XVIII вв. Ко второй редакции (судя по объёму) относилась «Тетрадь о житии преподобного чудотворца Инокентия, писмяная уставом, в переплёте кожаном; писание шестнадцать листов кроме неписанных», отмеченная в описи имущества Иннокентиева Комельского монастыря 1723 г. и появившаяся в обители после 1701 г. (не сохранилась). Оба списка второй редакции происходят из близких по составу сборников житий вологодских святых. Первый известный владелец рукописи Российской национальной библиотеки приобрёл её в 1721 г. в Москве, затем она попала в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, в середине XIX в. находилась в Коломне. Василий Осипович Ключевский охарактеризовал список Исторического музея как «краткую записку, очень скудную известиями и исполненную неточностями». Составители обоих сборников, содержащих вторую редакцию Жития Иннокентия, проявляли интерес к Вологодским святым и имели возможность пользоваться обширными библиотеками. Книжное собрание Иннокентиева Комельского монастыря не позволяло выполнить такую работу, как полагают исследователи, сборники житий были составлены при Вологодской кафедре. В 1660–1690 гг. Вологодские архиереи неоднократно поднимали вопрос о канонизации местночтимых святых. Эта активная деятельность могла способствовать составлению новых житий, а также распространению их в Москве. Отсутствие в Житии записей о чудесах Иннокентия свидетельствует о том, что все известные копии текста бытовали вне Иннокентиева Комельского монастыря, в отрыве от живой традиции почитания святого. Во всех трёх рукописях Жития сообщается, что до нашествия казанских татар 1538 г. в монастыре имелось «писание» о преподобном, которое было унесено покинувшими монастырь монахами или сгорело в пожаре. Следов этого «писания» исследователям обнаружить не удалось. Наиболее ранняя редакция Жития, составленная вскоре после пожара 1538 г., тоже не сохранилась. Вывод о том, что она существовала, исследователи сделали, сличив тексты первой и второй редакций.

 



 
PR-CY.ru