ИОАСАФ II

ИОАСАФ II (ум. в 1672 г.) – патриарх Московский и всея Руси. Будущий первосвятитель принял монашеский постриг в новоторжском во имя святых Бориса и Глеба монастыре. В летописце сохранилась запись о том, что в 1670–1671 гг. в обители была построена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, «а строил патриарх Иасаф, постриженик того монастыря» (отсюда встречающееся в источниках прозвище патриарха Новоторжец). В 1654 г. Иоасаф стал архимандритом владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, 25 апреля 1656 г. – архимандритом Троице-Сергиева монастыря. Царь Алексей Михайлович регулярно совершал паломничества в Троицкий монастырь. Исследователям известны послания Алексея Михайловича к Иоасафу, в которых государь связывает победу над польскими отрядами в сентябре 1661 г. под Могилёвом с заступничеством преподобных Сергия и Никона Радонежских и с молитвами Иоасафа и монастырской братии. В одном из посланий царь просил Иоасафа прислать «священнаго масла Великаго четвертка в сосуде, и воды с ног больничных братий, умыв сам тайно, и воды из колодезя Сергия Чюдотворца три ведра, отпев молебен у колодезя, за своею печатью». Иоасаф принял участие в Большом Московском Соборе 1666–1667 гг., который низложил патриарха Никона. Собор избрал 12 кандидатов на патриарший престол, из которых «не без ведома» царя были оставлены трое. Из этих кандидатов Алексей Михайлович указал на Иоасафа. 8 февраля 1667 г. было совершено наречение, 10 февраля – поставление Иоасафа на Русскую первосвятительскую кафедру с участием обоих присутствовавших на Большом Московском Соборе патриархов: Паисия Александрийского и Макария III Антиохийского. Исследователи не исключают, что на выбор царя повлияло расположение Иоасафа к западнорусскому православному духовенству. Иоасаф был дружен с учителем царевича Алексея Алексеевича Симеоном Полоцким. Вступление Иоасафа на патриарший престол было ознаменовано «Приветствием новоизбранному патриарху» Симеона Полоцкого (позднее включено автором в сборник «Рифмологион»). Исследователи считают, что Симеон был автором многих текстов, подписанных Иоасафом, в том числе посланий против старообрядцев, в частности, «Всенародного послания...». Именем патриарха подписано посвящение царю сочинения Симеона Полоцкого «Жезл правления» (исследователи не сомневаются, что посвящение принадлежит перу Симеона). В известном списке конца XVII в. «Увещании... о книзе Иоанна Златоуста... о священстве и о книге “Жезл правления”», подписанном Иоасафом, рекомендуется придерживаться положений, изложенных в «Жезле правления». Иоасаф II благосклонно отнёсся к созданному, по мнению исследователей, Иннокентием (Гизелем) сочинению по нравственному богословию «Мир с Богом человеку, или Покаяние святое, примиряющее Богови человека, учением, от Писания Святого и от учителей церковных собранным» (Киев, 1669 г.).

 



 
PR-CY.ru