ИОАНН бар КУРСУС

ИОАНН бар КУРСУС (около 483 – 538 гг.) – епископ города Телла (Константина), видный деятель монофизитства, церковный писатель, канонист, святой Сирийской яковитской церкви (память 6 февраля). Исследователям известны два Жития Иоанна бар Курсуса, написанные его младшими современниками: первое – его учеником Илиёй, епископом Дары; второе – Иоанном Эфесским, которого Иоанн бар Курсус рукоположил во диакона. Ряд более точных, но отрывочных сведений об Иоанне бар Курсусе содержится в хронике Псевдо-Дионисия Телль-Махрского (вторая половина VIII в.); по мнению исследователей,  они восходят к несохранившимся частям «Церковной истории» Иоанна Эфесского. Иоанн бар Курсус происходил из бедной семьи. Он рано лишился отца; в возрасте около 20 лет (около 503 г.) поступил на службу к префекту города Каллиника в византийской провинции Осроена. Под впечатлением от чтения Жития св. Фёклы принял монашество в монастыре Мар-Заккай близ Каллиника. На Соборе в Сидоне (511 г.) входил в монофизитскую партию, которая во главе с Иерапольским епископом Филоксеном пыталась навязать Антиохийскому патриарху Флавину и Иерусалимскому патриарху Илии II осуждение халкидонского вероучения. В 519 г. поставлен в епископы города Теллы, спустя два года лишён кафедры в период гонений на монофизитов при византийском императоре Юстине I (518–527 гг.). Последующие годы Иоанн бар Курсус скрывался от преследований и лишь в период ослабления гонений в начале правления императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.) вновь на непродолжительное время (около 530 г.) вернулся на кафедру Теллы. В 532/533 г. Иоанн бар Курсус в составе делегации восточных епископов участвовал в диспуте с православными в Константинополе. Этот диспут, на котором была предложена теопасхитская формула как путь примирения между монофизитами и православными, не имел результатов. В 535–536 гг. император Юстиниан I вновь преследовал монофизитов на Востоке. Иоанн бар Курсус был вынужден скрываться, тайно посещал и поддерживал единоверцев. Спустя несколько лет на территории Персии, в окрестности Нисибина, стал неофициальным главой антихалкидонитских общин Востока. По явно легендарным утверждениям агиографов, за годы скитаний Иоанн бар Курсус рукоположил до 170 тыс. пресвитеров и диаконов для монофизитских общин. Его деятельность в Персии вызвала беспокойство византийского правительства. Иоанн бар Курсус был задержан персидским наместником в Нисибине, выдан византийцам и после осуждения Собором православных епископов в Феодосиополе (Решайне) в 537 г. отправлен в заключение в один из монастырей Антиохии под личный надзор патриарха Ефрема. Через десять месяцев в этом монастыре он скончался в возрасте 55 лет. Сохранились исповедание веры Иоанна бар Курсуса, адресованное монахам епархии Теллы; комментарий на Трисвятое; два литургико-канонических послания; 28 правил, также адресованных монахам; 48 канонических ответов ученику Иоанна бар Курсуса пресвитеру Сергию (Саргису). Иоанн бар Курсус касается трактовки таинств миропомазания (как завершения таинства крещения, а не как самостоятельного таинства) и евхаристии (действительности пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы; необходимости причащаться всем присутствующим на литургии), важности почитания святых и их мощей и других литургических вопросов. Исследователи отмечают, что ответы Иоанна бар Курсуса вошли во многие канонические сборники Сирийской яковитской церкви. Память Иоанна бар Курсуса появляется уже в сирийском Минологии из Кеннешре (VII в.) и впоследствии встречается во многих сирийских месяцесловах.

 
PR-CY.ru