ИОАНН БАР ПЕНКАЙЕ

ИОАНН БАР ПЕНКАЙЕ (VII в.) – восточно-сирийский монах, писатель. Происходил из семьи уроженцев селения Пенек (Фенек; отсюда его прозвище) в области Бет-Забдай на реке Тигр, к северу от Мосула. Был иноком монастыря Иоанна Камулайи (Камульского), позднее анахоретом при обители Мар-Бассима в Кафар-Тута, к юго-западу от Мардина. Скончался и погребён в монастыре Иоанна Камулайи. Средневековыми авторами иногда отождествлялся с восточно-сирийским писателем VIII в. Иоанном Саба (Дальятским). Иоанн бар Пенкайе – автор всемирной хроники на сирийском языке (варианты перевода: «Началословие», «Начальная хроника», «История преходящего мира»), посвящённой Савришо, как полагают исследователи, настоятелю монастыря Иоанна Камулайи. В главах 1–4 излагается история от Сотворения мира до правления царя Ирода, в главе 5 говорится о бесах, главы 6–8 касаются типологического толкования Ветхого Завета, глава 9 описывает языческие культы (подробно зороастризм), главы 10–13 посвящены жизни Христа и апостолов, в глаке 14 рассказывается о периоде до арабского завоевания, глава 15 охватывает последние десятилетия (до 686 г.). Частичное издание хроники (главы 10–15) осуществил А. Мингана (одна из рукописей, не учтённая А. Минганой, хранится в Институте востоковедения Российской Академии Наук). По мнению исследователей, особенностью повествования Иоанна бар Пенкайе является стремление показать действие Провидения в мире. По мнению Иоанна бар Пенкайе, арабы одержали победу над Сасанидами и византийцами согласно Божественному плану: первых одолели за их гордость, а вторых – за измену вере (с позиций богословия Церкви Востока). Арабы «послужили орудием гнева Божия», но и они, в свою очередь, должны быть наказаны. Хроника Иоанна бар Пенкайе является важным источником для уточнения данных других писателей, как хронистов, так и апокалиптистов (Псевдо-Мефодий Патарский). Иоанн бар Пенкайе составил ряд трактатов и поэм о монашестве и об аскетизме (одна из них издана). Сохранилось две редакции Жития Иоанна бар Пенкайе, однако о его почитании как святого в Церкви Востока сведений нет.

 
PR-CY.ru