ИОАНН ИТАЛ

ИОАНН ИТАЛ (вторая половина 1020 гг. – начало 1030 гг. – после 1082 г.) – византийский философ, ученик Михаила Псёлла и его преемник в том же звании, что было у учителя, «ипат философов». Основными источниками сведений о жизни Иоанна Итала являются его сочинения, произведения видных деятелей XI в. (главным образом, Михаила Псёлла), а также «Алексиада» Анны Комнины, историческое сочинение о правлении византийского императора Алексея I Комнина. Анна Комнина приводит описание внешности философа. У Иоанна Итала были «большая голова, открытое лицо, выпуклый лоб, широко раздувающиеся при дыхании ноздри, окладистая борода, широкая грудь, крепкое телосложение», он был среднего роста. Иоанн Итал родился в семье военачальника. В детстве жил вместе с отцом на Сицилии, откуда семья бежала в византийскую Калабрию после мятежа Георгия Маниака в 1042–1043 гг. Впоследствии Иоанн Итал прибыл в Константинополь, где он, по словам Анны Комнины, сначала учился у неких учёных мужей, «обладавших грубым и суровым нравом», а потом у Михаила Псёлла, с которым не раз спорил. Иоанн Итал выступал в многолюдных местах, преподавал философию Платона, Порфирия, Ямвлиха и Прокла, но, главным образом, обращал внимание учеников на труды Аристотеля (в том числе «Органон»); как и его учитель, получил одобрение императора Михаила VII Дуки и его братьев Констанция и Андроника. Под влиянием Михаила Псёлла он разделял некоторые воззрения античных философов Платона и Аристотеля. Иоанн Итал оказался в центре конфликта с православной церковью, повлекшего несколько церковных разбирательств и анафематствование его идей на Соборе 1082 г. Как утверждается в «Алексиаде», Иоанн Итал стал «ипатом философов» после удаления Михаила Псёлла в монастырь, т.е. в 1055 г., однако, каак полагают исследователи, это произошло позднее, в 1070 гг. В том же источнике сообщается, что император Михаил VII Дука отправил Иоанна Итала для переговоров с норманнами в город Диррахий (ныне Дуррес, Албания). Вскоре философа обвинили в предательстве и отозвали. Опасаясь преследований, он бежал в Рим. После раскаяния был прощён и поселен в константинопольском монастыре Живоносного Источника (Пиги). Споры о взглядах Иоанна Итала привели к церковному разбирательству, в результате синод в Константинополе анафематствовал ряд положений его учения без указания имени философа. После того как синод, по сути, отказался решать вопрос о виновности Иоанна Итала, он обратился к Константинопольскому патриарху Косме I Иерусалимиту с просьбой расследовать его дело. Однако патриарх не стал проводить новое разбирательство. Скорее всего, именно тогда (а не около 1050 г., как полагал П. Стефану) Михаил Псёлл написал «Похвалу Италу», восхваляя Иоанна Итала за то, что он философски сносил все обвинения, кроме обвинения в ереси.

 



 
PR-CY.ru