ИГНАТИЙ

ИГНАТИЙ (конец XIV – первая половина XV вв.) – Симоновский, Московский, иконник, преподобный (память в Неделю перед 26 августа – в Соборе Московских святых). Впервые упоминается Иосифом Волоцким в «Духовной грамоте» (Пространная редакция монастырского устава, начало XVI в.; Слово 10. «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырях, иже в Русской земле») в связи с уставными неурядицами в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, возникшими после поставления игумена Феодора на Ростовскую кафедру (1388/1389 г.) и ухода из обители Кирилла Белозерского (до 1397 г.). Волнениям противостояли насельники Варфоломей, Иоанн Златый, Игнатий, названные старцами, а также будущий митрополит Киевский и всея Руси Иона. Во второй редакции Жития Ионы, входящей в 14-ю степень «Книги степенной царского родословия» (1560–1563 гг.), в связи с приходом будущего митрополита Ионы на иночество в Симонов монастырь также приводятся имена насельников: «…И тамо подвизашеся… со блаженными Варфоломеем и со Иваном Златым и Игнатием иконником» (Полное собрание русских летописей). В компилятивном сборнике «Сказание о святых иконописцах» (конец XVII – начало XVIII вв.) Игнатий ошибочно назван Златым, очевидно, по причине смешения с другим старцем Симонова монастыря, упоминаемым Иосифом Волоцким вместе с Игнатием, Иоанном Златым: «Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, сопостник прп. Кирилла Белозерского, писаше многия святыя иконы чудныя»; там же он назван собеседником будущего митрополита Ионы (назван Игнатием Златым). Евгений Евстигнеевич Голубинский отождествлял Игнатия с архимандритом московского в честь Преображения Господня (Спаса на Бору) монастыря Игнатием, упоминаемым Василием Никитичем Татищевым, полагая, что до 1404 г. он был монахом Симонова монастыря. Утвердившееся в науке с середины XIX в. именование Игнатия Греком и приписывание ему авторства росписи собора Симонова монастыря в 1338 г. (монастырь основан около 1370 г.) были опровергнуты Николаем Петровичем Собко; эти сведения относятся к Исаии Греку (Гречину), расписавшему в 1338 г. новгородскую церковь в честь Входа Господня в Иерусалим (Новгородская первая летопись). В 1933 г. Дмитрий Власьевич Айналов опубликовал текст рукописи из бывшей библиотеки духовной семинарии в Симферополе, якобы воспроизводящий надпись на обороте Тихвинской иконы Божьей Матери с упоминанием иеромонаха Игнатия Грека «из монастыря Михаила Архангела». Опираясь на это сомнительное свидетельство, имеющее черты подлога, Валентина Ивановна Антонова (Буханевич) сочла факт существования иконописца Игнатия Грека доказанным и приписала ему икону Божьей Матери «Перивлепта» второй половины XIV в. (Сергиево-Посадский музей-заповедник). Исторически достоверные работы Игнатия исследователям неизвестны. В «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII–XIX вв.) сказано, что «преподобные отцы Варфоломей блаженный, келарь Иоанн Златый и Игнатий иконописец преставишася в лето 6950 (1442) положены в Москве в Симоновом монастыре». Образ Игнатия встречается на иконах Собора Московских святых, например, на переводе с иконы не раньше второй половины XVII в., выполненном Василием Павловичем Гурьяновым. Игнатий изображён в составе 37 святых, в первом ряду снизу справа, вместе с преподобными иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом, – оглавно, старцем с клиновидной бородой средней длины, с небольшой залысиной на лбу, на нимбе подпись: «пр. Игнатiй Иконописецъ».

 
PR-CY.ru