ИОАНН БАР АФТОНЬЯ

ИОАНН БАР АФТОНЬЯ (между 475 и 483 гг. – 537 г.) – монофизитский писатель, св. Сирийской яковитской церкви (память в Сирийской церкви 4 ноября, 26 июня). Некоторые сведения об Иоанне бар Афтонья содержатся в хрониках Псевдо-Захарии Ритора (середина VI в.) и Псевдо-Дионисия Телль-Махрского (вторая половина VIII в.). Житие Иоанна бар Афтонья написано одним из его учеников. Иоанн бар Афтонья родился в Эдессе, которая была одним из центров греческого образования и культуры на сирийском Востоке. Отец умер ещё до его рождения, и сын стал называться по имени матери (Афтонья). В юности Иоанн бар Афтонья поступил в монастырь св. Фомы в Селевкии на реке Оронт; нёс послушание привратника и плотника, занимался научными трудами. Иногда в рукописях Иоанн бар Афтонья именуется «ритором» и «бывшим адвокатом», однако сведения о его причастности к судопроизводству не сохранились. Во время гонений византийского императора Юстина I на антихалкидонитов Иоанн бар Афтонья был избран притесняемой монофизитской братией настоятелем обители; в этом сане он упомянут в апреле 528 г. в колофоне рукописи. С усилением репрессий Иоанн бар Афтонья с братией был изгнан из обители и переселился на Евфрат, где основал монастырь Кеннешре (орлиное гнездо), впоследствии ставший центром изучения греческого языка и философии. В 532/533 г. Иоанн бар Афтонья отправился в Константинополь, где в качестве секретаря участвовал в переговорах между сторонниками и противниками Халкидонского собора (организованы императором Юстинианом I). Незадолго до смерти Антиохийский монофизитский патриархСевир написал Иоанну бар Афтонья письмо, в котором предсказал его кончину. Иоанну бар Афтонья принадлежит несколько сочинений, сохранившихся в переводе с греческого языка на сирийский. Толкование на Книгу Песни Песней Соломона известно исследователям лишь во фрагментах. Гимны Иоанна бар Афтонья (около 70) в рукописной традиции прилагались к Осмогласнику Севира Антиохийского вместе с песнопениями Иоанна Псалта (Каллиграфа), также настоятеля Кеннешре, и других авторов. Этот гимнографический сборник был переведён на сирийский язык в 620 гг. на Кипре. В 675 г. этот перевод отредактировал Иаков Эдесский. В этот же корпус входит гимн Иоанна Псалта в честь Иоанна бар Афтонья. Традиция атрибутирует Иоанну бар Афтонья Житие Севира Антиохийского, отличное от Жития, приписываемого Захарии Ритору, но отчасти основанное на нём. Однако авторство Иоанна бар Афтонья является спорным из-за проблем внутренней хронологии; Ф. Но считал автором Жития другого настоятеля Кеннешре, также носившего имя Иоанн. Память Иоанна бар Афтонья встречается под 26 июня и/или 4 ноября в сирийских календарях VII–XVII вв., однако в современном календаре она не отмечена. Несмотря на это, о почитании Иоанна бар Афтонья в Сирийской яковитской церкви в настоящее время свидетельствует освящение церкви в его честь в Кранбери (штат Нью-Джерси, США).

 
PR-CY.ru