ИОАНН VII

ИОАНН VII – католикос-патриарх всей Грузии (около 1205/1206 – 1210 гг.). Сведения о нём содержатся в сочинении «История и восхваление венценосцев» (около 1222 г.) грузинского анонимного автора, где в главах 39–40 описывается религиозный диспут между грузинским и армянским духовенством, решающую роль в котором сыграл «сподвижник ангелов, Боговдохновенный» Иоанн VII. Исследователь источника академик протоиерей Корнелий Самсонович Кекелидзе считает, что этот отрывок «не гармонирует с общим духом памятника» и является более поздней вставкой, «сделанной вскорости же после появления памятника». Поводом для религиозного спора послужил отказ священников дать просфору присутствовавшему на литургии, которую служил Иоанн VII, амирспасалару (военачальнику) грузинской царицы Тамары монофизиту Захарии Мхаргрдзели; тот взял её тайком и употребил. Увидев это, Иоанн VII, «воспламенившись, как огонь», обличил его и сказал, что ни один православный не даст «добровольно... армянину по вере... просфору», а похитить её – низкое и недостойное дело. За трапезой во дворце разгорелся спор о вере. Будучи не в силах противостоять доводам Иоанна VII, Захария решил «позвать учителей» своей веры, которые посрамили бы Иоанна VII. Брат Захарии мсахуртухуцеси (начальник личного войска царя и служителей царского двора) Иване тщетно пытался отговорить его. В скором времени ко двору прибыли армянский католикос (как полагают исследователи, Барсег (Барсел) I Анеци; 1105–1113 гг.) и вартопеды, «поставили стол для суда и сели», здесь же присутствовали царица Тамара, «уповающая на Царицу (Небесную)», её муж Давид Сослан, представители грузинской знати, а также Захария и Иване Мхаргрдзели. Когда вошёл Иоанн VII, «цари поднялись и с честью посадили его рядом с собою; почтили его по чину и учёные и вардапеды армянские», после чего «главенствующие из армян начали излагать велеречиво и пространно веру свою». Иоанн VII, «исполненный небесного дара, разумно объяснял и мудро отвечал, ниспровергал их слова и утверждал свои». По словам летописца, прения затянулись до вечера, но ни одна из сторон не желала уступить другой. Тогда Иоанн VII «произнёс страшное для уха слово» и предложил испытать истинность веры «делами, а не словами»: взять двух собак и каждой из сторон держать их три дня без пищи, после чего положить перед ними две просфоры, освящённые за православным и монофизитским богослужением, «чтобы все видели славу Божию». Диспут завершился победой православия: собака, которая была у армян, не смогла дотронуться до православной просфоры, в то время как другая съела монофизитскую просфору. Иване Мхаргрдзели и с ним «многое множество армян» приняли от Иоанна VII православное крещение, «Захария же остался в вере своей».

 
PR-CY.ru