ИОАНН I

ИОАНН I – епископ Картли (Мцхетский; приблизительно 320–360 гг.), первый предстоятель Грузинской православной церкви (ГПЦ). Сведения о нём содержатся в грузинской хронике «Мокцеваи Картлисай» («Обращение Картли», V–VII вв.), в Житии равноапостольной Нины (середина IV в.), а также в опирающихся, как полагают исследователи, на эти источники «Житии грузинских царей» Леонтия Мровели (XI в.), в «Повествовании об обращении грузин...» историка XI в. Ефрема Мцире и в «Церковной истории» Феодорита Кирского. Согласно «Мокцеваи Картлисай» и Леонтию Мровели, после того как благодаря проповеди равноапостольной Нины царь Картли Мириан, его супруга царица Нана и царский двор решили обратиться в христианство, царь послал посольство в Константинополь к византийской императрице Елене и её сыну императору Константину I Великому с просьбой направить в Картли священнослужителей, чтобы крестить царский дом и грузинский народ. Император отправил в Грузию Иоанна в сане епископа, двух священников (один из них Иаков; впоследствии епископ Картли) и диакона (в тексте Леонтия – три диаконов). Иоанн I и священнослужители крестили царскую семью и двор, затем, у слияния рек Мтквари (Куры) и Арагви, – всех жителей древней столицы Грузии Мцхеты. Феодорит Кирский характеризует Иоанна I как человека, «украшенного как благочестием и умом, так и праведной жизнью и почтением к архиерейству». Ефрем Мцире несколько иначе описывает события, связанные с Крещением Грузии. Иоанн I прибыл в Картли в сане священника. В скором времени Грузию посетил Антиохийский епископ Евстафий (324/325 – до 337 гг.), который хиротонисал Иоанна I во епископа Картлийского, крестил Грузию, а также освятил первую церковь в Мцхете – Светицховели. «Антиохийский хронограф» (X в.), на который ссылается преподобный Ефрем, не сохранился; сведений о прибытии в Картли Евстафия больше нет ни в одном из известных грузинских и византийских источников. На основании этого большинство историков отрицают участие Евстафия в христианизации Картли; некоторые исследователи полагают, что Антиохийский первосвятитель рукоположил Иоанна I в Антиохии, но в Грузию сам не ездил. Тем не менее, грузинская и антиохийская церковные традиции связывают с именем Евстафия Крещение Грузии, что стало основой положения о преемственности ГПЦ Антиохийской церкви. Описывая дальнейшие события, Леонтий Мровели указывает, что вскоре после Крещения Грузии царь Мириан направил к императору Константину посольство во главе с Иоанном I, прося прислать в Грузию часть Животворящего Креста Господня, обретённого в то время императрицей Еленой. Византийский император приказал доставить в Картли подножие Святого Креста и гвозди, которыми были прибиты руки Христа. Константин прислал ещё несколько священнослужителей, а также каменщиков и плотников для строительства грузинских храмов. Следуя в Мцхету и по пути обращая в христианство народ, Иоанн I оставил гвозди в Эрушети, подножие Креста в Манглиси; в обоих местах было начато строительство храмов. Об Иоанне I также известно, что позже он вместе с Ниной проповедовал в горах Мтиулети и крестил горцев-язычников. Перед кончиной Нина приняла из рук Иоанна I причастие; просила Иоанна I, чтобы тот, выбирая себе преемника, поставил епископом Картли Иакова. В начале царствования Бакара (360–370 гг.), сына царя Мириана, Иоанн I всё ещё занимал пост предстоятеля церкви Картли; в 360 гг. епископом Картли уже назван Иаков.

 
PR-CY.ru