ИОАКИМ, Иоваким

ИОАКИМ, Иоваким – Абхазский (Западногрузинский) католикос (около 1470 гг.) – первый предстоятель Абхазского (Западногрузинского) католикосата, возведённый на престол без участия Мцхетского (Восточногрузинского) католикоса, что фактически означало разделение единой Грузинской церкви на равноправные Западногрузинскую и Восточногрузинскую. Интронизацию Иоакима совершил Антиохийский патриарх Михаил IV (1470/1474 – 1484 гг.), собиравший в Западной Грузии пожертвования, по распоряжению грузинского царя Баграта VI (1466–1478 гг.), воспользовавшегося политической раздробленностью Грузии на Западную и Восточную, и при поддержке владетельного князя (мтавара) Одиши (Мегрелии) Шамадавле Дадиани. Разделение церквей было закреплено юридически: от имени патриарха Михаила IV был составлен документ церковного права «Мцнебай сасджулой» («Духовное постановление», или «Судебник»). Западногрузинский католикос был уравнен в правах с католикосом-патриархом Восточной Грузии (Мцхетским). Отныне первосвятитель Западной Грузии мог сам поставлять епископов, созывать Соборы. Церковь Западной Грузии получила право варить миро и избирать предстоятеля на Соборе без участия других патриархов, что позволило Западногрузинскому первоиерарху уже в начале XVI в. именоваться католикосом-патриархом (первым был Малахия I, Абашидзе). Михаил IV упоминается в документе как патриарх Антиохийский и Иерусалимский; возможно, он совершил поставление католикоса с разрешения Иерусалимского патриарха. В «Мцнебай сасджулой» Иоаким назван «десницей иерусалимской... католикосом Лихт-Имери и Абхазети», преемником на престоле св. апостола Андрея Первозванного. В документе также описаны территории, входившие в юрисдикцию Западногрузинского Католикосата: «...По сю сторону Чорохи, Овсети (Осетии), моря Понтийского (Чёрного), доколе простирается Бичвинта Великая (Пицунда)», т.е. перечислены западногрузинские исторические провинции Имерети, Гурия, Одиши и Абхазия. По мнению грузинского историка Ивана Александровича Джавахишвили (Джавахова), во владения Западногрузинского католикоса входили также и южногрузинские исторические провинции Аджария, Шавшети и Кларджети. Как видно из документа, основной задачей Иоакима на первосвятительском престоле было укрепление православия в Абхазии: мигрирующие на юг и юго-запад северокавказские горцы-язычники теснили грузинское православное население к юго-востоку, в пределы Одиши. Вероятно, Иоаким опекал также и грузинский Крестовый монастырь в Иерусалиме: его имя было внесено в синодик монастыря на вечное поминание.

 
PR-CY.ru