ИЕРЕМИЯ

ИЕРЕМИЯ (XI в.) – Прозорливый, преподобный (память 5 октября, 28 сентября – в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю вторую Великого поста – в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Иеремия упоминается в «Повести временных лет…» под 6582 (1074/1075) г. со ссылкой на несохранившееся Житие Антония Печерского XI в. Рассказ об Иеремии в летописи, в свою очередь, стал основой Слова в Киево-Печерском патерике «О первых чернецах печерских». По свидетельствам летописи и патерика, Иеремия помнил Крещение Русской земли, имел дар прозорливости: «Если что кому предсказывал: доброе ли, злое ли, – сбывалось сказанное старцем». Зная тайные помыслы людей, наставлял монахов, намеревавшихся покинуть монастырь. В кратком Житии Иеремии, которое содержится в «Алфавите» монаха Ионы Керженского 1807–1811 гг., сказано, что Иеремия, крестившись во время Крещения Руси равноапостольным великим князем Владимиром (Василием) Святославичем, позднее пришёл в Киево-Печерский монастырь и умер здесь в глубокой старости (Ярославский музей-заповедник). Местонахождение мощей Иеремия отмечено в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (Киев, 1638 г.). Имя Иеремии под 5 октября указано в «Анфологионе, или Избранной Минее на весь год» (Киев, 1619 г.); данное издание стало первой попыткой прославления Печерских святых. Местная канонизация преподобного совершилась в 1643 г., когда по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх Константинопольского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон преподобным отцам Печерским». Иеремия как имеющий дар предвидения прославляется в четвёртом тропаре третьей песни канона. Отдельный день памяти Иеремии (5 октября) указан в месяцеслове «Полуустава» (Киев, 1643 г.). Память Иеремии под 4 октября отмечена в Месяцеслове Симона (Азарьина), XVII в. В 1684–1690 гг., при киево-печерском архимандрите Варлааме (Ясинском; впоследствии Киевский митрополит), установлено празднование преподобным, в Ближних пещерах почивающим, в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня; в эти же годы была составлена служба Собору, Иеремия упоминается в четвёртом тропаре восьмой песни канона преподобным отцам Ближних пещер. По мнению исследователей, в последней трети XVII в. была написана служба Иереми, преподобным Дамиану и Матфею Прозорливому, которые названы совместно с Иеремией в летописном сказании 1074 г. Служба преподобным совершается со славословием. Общецерковное почитание Иеремии установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших.

 



 
PR-CY.ru