ИНДУЛЬГЕНЦИЯ - Страница 4

В каноне 62 выдвигалось требование обязательного наличия у квесторов папских или епископских рекомендательных писем (apostolicas vel dioecesani episcopi litteras), разрешавших их деятельность. Сроки индульгенций, установленные четвёртым Латеранским собором, равно как и другие его положения относительно индульгенций, впоследствии неоднократно повторялись многими провинциальными Соборами. Исходя из сложившегося понимания индульгенции как освобождения от епитимии или, позднее, от временного наказания за грехи, католические богословы XI–XIII вв. указывали, что предварительное раскаяние и отпущение грехов в таинстве покаяния являются важнейшим и строго обязательным условием для получения индульгенции. Наряду с этим некоторые богословы считали необходимым совершение дел милосердия, а также допускали предоставление индульгенции умирающему в случае его искреннего раскаяния. Теологи и канонисты подчёркивали, что с определённой уверенностью можно предполагать действенность индульгенции только в отношении временных наказаний за лёгкие грехи, а также если индульгенцию даёт папа. В отношении серьёзных и тем более тяжких грехов существовала неопределённость; многие считали, что индульгенция на епитимию за эти грехи не распространяется, и что только по специальному откровению от Бога человек может узнать, снято посредством индульгенции временное наказание или нет. Действенность индульгенций («разрешительных грамот»), предоставлявшихся правящими епископами и часто содержавших неопределённые формулы или требования, вызывала наибольшие сомнения теологов. Богословское развитие учения об индульгенции было тесно связано с тремя основными пунктами. 1. Представление о необходимости временного наказания (poena temporalis) или кары за грехи, которое налагается Богом (муки совести, телесные недуги, общественное порицание и др.) и церковью (епитимия) на кающегося грешника после прощения его вины в таинстве покаяния. Требование такого «удовлетворения за грехи» проистекало из юридической трактовки теории искупления, изложенной Ансельмом Кентерберийским в сочинении «Cur Deus homo», которая стала основополагающей для католической сотериологии. Понимая сущность греха как оскорбление (contumelia) Бога, похищение у Него должной чести и Его бесчестие (exhonoro), Ансельм утверждал, что грешник пребывает виновным до тех пор, пока не возместит «ущерб похищения» и даже «больше, чем было похищено». Отпущение греха без возмещения должной вины представляется Ансельму несправедливостью, т.к. «отпустить грех таким образом – всё равно, что не наказать». Равным образом представления обычного права об ущербе и возмещении, отражённые уже в некоторых «Пенитенциалиях», требовали от кающегося, помимо покаяния и исповедания грехов, ещё и хотя бы частичного возмещения физического или морального ущерба, нанесённого ближнему (например, возвращение украденного или компенсация за него).

 



 
PR-CY.ru