«ИНДЕКС ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА»

«ИНДЕКС ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА» – проект сюжетно-предметного каталога иконографии, осуществляемый в США. Начат в 1917 г. в Принстонском университете по инициативе профессора Мичиганского университета Ч.Р. Мори (1877–1955 гг.), который исходил из идеи изучения средневекового искусства на основе точного описания эволюции иконографических композиций, не достижимой без исчерпывающих знаний о каждом конкретном сюжете. Для создания базы иконографии Ч.Р. Мори начал составлять картотеку объектов раннехристианского и средневекового искусства, расписывая названия сюжетов на карточки с фотографиями (передовая научная технология для первых десятилетий ХХ в.). Его поддержала группа добровольцев – любителей искусства. Позже участники проекта вошли в состав подразделения кафедры; руководители: Х. Вудроф (1933–1942 гг.), У. Бёрк (1942–1951 гг.), Р. Грин (1951–1982 гг.), Н. Морган (1982–1988 гг.), Б. Кассиди (1988–1995 гг.), К. Хаурихейн (с 1997 г. по настоящее время). Постепенно были выработаны принцип записи информации и библиографический формуляр (опубликован в 1942 г.; используется в архивах некоторых западноевропейских институтов, изучающих христианское искусство). Первоначально область применения и хронология «Индекса христианского искусства» были ограничены сюжетами раннехристианских (до 700 г.) саркофагов. После отказа от тематических ограничений временной рубеж был отодвинут до 1400 г.; в целях полного описания миниатюр рукописей из библиотеки Моргана, архива Э. Франц в Принстонском университете (Alison Frantz Archive) в «Индекс христианского искусства» включили материалы до 1550 г. Задача проекта – описать все объекты христианского искусства (опубликованных и неопубликованных) в деталях: сюжеты, отдельные образы святых, персонификации и т.д., изображённые предметы, атрибуты, символы; разместить эти описания в нескольких взаимосвязанных каталогах, которые стали бы информационной базой для изучения. К 1955 г. база насчитывала 500 тыс. предметных карточек и около 100 тыс. фотографий, впоследствии ежегодно пополнялась от 1 до 2 тыс. изображений. К началу XXI в. включала описания около 200 тыс. объектов. «Индекс христианского искусства» состоит из двух частей: базовой картотеки и предметного указателя. Картотека – аннотированная фотоколлекция (около 200 тыс. карточек; размер 3х5 дюймов) с кратким описанием объектов, разделённых на 17 групп по видам искусства или материалам: скульптуру, живопись, стекло, рукописи, металл и т.д.; внутри их материал систематизирован по местам хранения. Ключом к поиску определённого объекта в картотеке служит предметный указатель или тематический индекс на карточках библиографических описаний, составленный по алфавиту сюжетов (от «Альфа и Омега» до «Цвентибольд Лотарингский»). За основной сюжет условно принимается название сцены (например, «Изгнание торгующих из храма»), которую дальше разбирают по деталям, занося их на карточки, которые располагают в разделах под соответствующими названиями: «храм», «скамья», «стол», «монеты» и т.д.

 



 
PR-CY.ru