«IMPRIMATUR»

«IMPRIMATUR» (лат. «Да будет напечатано») – формула официального разрешения на издание текстов Священного Писания, вероучительных, богословских, литургических книг и публикаций по вопросам веры и морали; в Римско-католической церкви предоставляется Папским престолом, епископскими конференциями и правящими епископами. С развитием книгопечатания цензура издаваемых книг впервые была одобрена папой Римским Сикстом IV в бреве, направленном Кёльнскому университету (1479 г.). Требование обязательной цензуры всех изданий провозглашалось декретом пятого Латеранского собора и буллой папы Римского Льва X «Inter sollicitudines» (1515 г.), в которой указывалось на необходимость предварительного рассмотрения издаваемого текста епископом (или назначенным им цензором) и инквизитором, а также выдача письменного разрешения правящим епископом того места, где он печатался. С конца XVI в. формула «Impimatur» вошла в широкое употребление как в церковной, так и в светской цензуре в качестве краткого свидетельства о разрешении на издание, однако до начала ХХ в. сведения о разрешении помещались в начале или в конце изданий в произвольной форме (в том числе без употребления формулы «Impimatur», например, в виде краткого предисловия епископа или цензора к книге). В 1907 г. по причине борьбы с теологическим модернизмом энцикликой «Pascendi Dominici gregis» папа Римский Пий X впервые предписал обязательно использовать формулу «Impimatur» с именем епископа, давшего разрешение на печать, а также предварять её словами «Nihil obstat» («Ничто не препятствует») от имени цензора (censor librorum), которому поручалось прочтение рукописи произведения. Данное положение законодательно закреплялось тем же папой в motu proprio «Sacrorum Antistitum» (1910 г.). Кодекс канонического права 1917 г. в титуле «О предварительной цензуре книг и их запрещении» устанавливал, что издания Священного Писания, работы по экзегетике, догматическому и нравственному богословию, церковной истории, каноническому праву и другим религиозным вопросам, а также печатные священные изображения после обязательного рассмотрения и одобрения цензором должны были получать разрешение от правящего епископа (ординария) автора или места издания; сведения о таком разрешении (имя епископа, место и дата выдачи документа) предписывалось печатать в начале или в конце книги или на священном изображении.

 



 
PR-CY.ru