ИЛАРИЙ

ИЛАРИЙ (середина V в.) – латинский христианский поэт. Жил в Италии или в Галлии. Сведения об Иларии отсутствуют; из его сочинений сохранились три поэмы, представляющие собой поэтические парафразы библейских и евангельских сюжетов. «Песнь на книгу Бытие» («Carmen in Genesim») состоит из 198 гекзаметров и трёх элегических дистихов, посвящена Римскому папе Льву I Великому. В «Песни...» отображены события от Сотворения мира до потопа, даётся обзор ветхозаветной истории до пришествия Иисуса Христа, причём автор вводит в поэму устойчивые экзегетические интерпретации событий Ветхого Завета как прообраза новозаветных, а также античные мифологические образы, ссылается на сочинения более ранних поэтов (например, на поэму «О природе вещей» Тита Лукреция Кара; I в. до н.э.). От другого сочинения Илария – «Евангельской песни» («Carmen de Evangelio») – сохранился фрагмент (114 гекзаметров) в рукописи IX в. из монастыря Санкт-Галлен. Текст обрывается на сцене поклонения волхвов, которой предшествует краткое описание Рождества Христова. В текст поэмы включено пространное благодарственное обращение к Богу Отцу. «Стихи о мученичестве Маккавеев» («Versus de martyrio Macchabeorum») – поэма из 394 гекзаметров на сюжет 2 Мак. 7. Нарративное повествование библейской книги Иларий заменил диалогами матери Маккавеев с сыновьями и с царём Антиохом. «Стихи о мученичестве Маккавеев» сохранились в двух редакциях, одна из них интерполирована и относится к эпохе Каролингского возрождения (конец VIII – IX вв.). Поэзия Илария отражает средний уровень литературного образования позднеантичного времени. Автор владеет немногими метрами классической поэзии, употребляя только гекзаметр и лишь в посвящении Льву – элегический дистих. В соответствии с пристрастиями эпохи автор стремится совместить классическую словесность с христианской верой, вложить новое христианское содержание в литературные формы, выработанные античной литературой. В средневековой рукописной традиции «Песнь на книгу Бытие», несмотря на явные анахронизмы, приписывалась Иларию Пиктавийскому. В 1618 г. издатели выходившей в Кёльне «Большой библиотеки отцов» («Magna Bibliotheca Patrum») считали автором поэмы Илария Арелатского. Они основывались на том, что Иларий Арелатский был современником папы Льва I Великого. Однако в Житии Илария Арелатского, составленном Гоноратом Массилийским, содержится упоминание лишь о поэме «Стихи о пламенном источнике». Интерполированная редакция «Стихов о мученичестве Маккавеев» сохранилась под именем Викторина Гая Мария (между 281 и 291 – между 382 и 386 гг.; в 1528 г. под этим именем сочинение издано Иоанном Сикардом). Однако принадлежность поэмы Марию Викторину, как и атрибуция библейских поэм Иларию Арелатскому, по мнению исследователей, является необоснованной. Поскольку произведения Илария приписывались Иларию Пиктавийскому, исследователь А.С. Уолпол предположил, что Иларий был также автором гимна «Песнь поёт собрание братьев» («Hymnum dicat turba fratrum»), который содержится в ирландском Бангорском антифонарии (конец VII в.) под заглавием «Гимн св. Илария о Христе». Гимн состоит из 72 усечённых трохеических тетраметров и представляет собой переработку подлинного сочинения Илария Пиктавийского «Плоти Адама...» («Adae carnis...»), написанного семистопным трохеем (септинарием). Исследователи полагают, что Иларий был автором некоторых гимнов, впоследствии также приписанных Иларию Пиктавийскому.

 
PR-CY.ru