ИМПЕРАТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

ИМПЕРАТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ – высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи, существовавшее в Российской империи в период с 1757 г. до его упразднения в 1918 г. правительством Российской Советской Республики. За год до своей смерти Пётр I подписал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Проект «учреждения Академии разных художеств» царю представил механик-изобретатель Андрей Константинович Нартов, а на плане будущего города Санкт-Петербурга, составленном Жан-Батистом Александром Леблоном (1717 г.), близ усадьбы генерал-губернатора Александра Даниловича Меншикова на Васильевском острове предусматривалось здание «Академии всех искусств и ремёсел». В проекте А.К. Нартова наряду с подготовкой «архитекторов цивилис» подчёркивалась необходимость создания классов гравировальных, иконописных, токарных, обучение «мастеров фонтанных дел», слесарных, плотников, литейщиков, оптиков, оловянщиков, медников. Такой подход соответствовал эстетике того времени: неразделённости искусств на «изящные» и «механические». Это петровское начинание после его смерти было воплощено в жизнь как художественное отделение Академии наук. Проект Академии до отъезда в 1716 г. для обучения в Италию предлагал архитектор Пётр Михайлович Еропкин. Свой проект Академии художеств предлагал и французский живописец Луи Каравакк, с 1716 г. работавший в России. Однако со смертью императора Петра I в 1725 г. эти начинания прервались. С 1724 г. в составе Петербургской Академии наук действовала Гравировальная палата. Проект Академии ремёсел разрабатывал русский историк Василий Никитич Татищев. В 1730 г., в царствование императрицы Анны Иоанновны план В.Н. Татищева был утверждён. Возглавить Академию должен был В.Н. Татищев, он же назначался руководителем «отделения механики». Архитектурный отдел должен был возглавить П.М. Еропкин, живописный – Луи Каравакк, скульптурный – Бартоломео Карло Растрелли Старший. Однако этот проект, как и многие другие начинания аннинского времени, успешно похоронили. В конце 1738 г. Якоб Штелин организовал Рисовальную палату Академии наук, а с 1747 г. в связи с преобразованием Академии наук в Академию наук и художеств фактически руководил её «художественным департаментом». К середине XVIII в. возникла мысль о создании отдельной гравёрно-рисовальной школы. Эту мысль развил Иван Иванович Шувалов, который представил императрице Елизавете Петровне предложение о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Он предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате академия художеств была учреждена в 1757 г. в Санкт-Петербурге, хотя первые шесть лет числилась при Московском университете.

 



 
PR-CY.ru