ИЛЬИН Михаил Андреевич

ИЛЬИН Михаил Андреевич (1903–1981 гг.) – историк древнерусского искусства, профессор, доктор искусствоведения (1956 г.). Происходил из дворянской семьи Ильиных, к которой принадлежал и философ Иван Александрович Ильин. Дед М.А. Ильина, последний владелец усадьбы Быково, инженер-путеец Николай Иванович, был одним из создателей первой частной железнодорожной компании «Общество Московско-Рязанской железной дороги», в его честь назван подмосковный посёлок Ильинский. От отца, занимавшегося обследованием территории уездов Московской губернии, М.А. Ильин унаследовал любовь к памятникам архитектуры, подмосковным усадьбам. В 1922–1926 гг. изучал археологию и историю искусства в МГУ. Во время учёбы вступил в Общество изучения русских усадеб (ОИРУ) и общество «Старая Москва», был членом Комиссии по охране и реставрации памятников архитектуры Мосгубмузея. Работал в Мосгубмузее (1924–1926 гг.), Музее народоведения (1926–1928 гг.), в Секции эволюции художественных форм НИИ археологии и искусствознания Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН; 1928–1930 гг.), проектировщиком в Архитектурном Бюро Днепростроя (1930–1931 гг.) и Мосгорпроекте (1930–1932 гг.), московских издательствах (1931–1932 гг.), в Кабинете архитектуры Третьяковской галереи (1933–1934 гг.), наконец, в Центральных Государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ). Участвовал в экспедициях на Русский Север (1927, 1928, 1931 гг.) с целью изучения памятников старины. 3/4 января 1934 г. в составе группы художников и искусствоведов, работавших в ЦГРМ, арестован ОГПУ. Обвинён в активном противодействии «мероприятиям сов. правительства по слому и сносу ненужных памятников старины (церкви, старые усадьбы, часовни, монастыри), которые, по показаниям обвиняемых, должны были воспитывать молодёжь в националистическом духе. Для дискредитации Соввласти члены группы фотографировали церкви и монастыри в момент их слома и распространяли фотоснимки, иллюстрируя варварство большевиков». Виновным себя не признал и на три года был отправлен в ссылку в Казахстан (город Петропавловск). В 1937 г. освобождён с поражением в правах (отменено в январе 1941 г. по ходатайству Академии архитектуры СССР), до 1941 г. жил в Александрове и Малоярославце. В начале Великой Отечественной войны призван на фронт, в 1942 г. тяжело ранен в боях под Юхновoм Калужской области. После 1943 г. работал в Третьяковской галерее, Академии архитектуры СССР, начал работу над кандидатской диссертацией. С 1947 г. работал в МГУ, НИИ художественной промышленности, Институте истории искусства АН СССР. Профессор МГУ с 1956 г., в 1968–1972 гг. – заведующий кафедрой истории русского и советского искусства отделения истории искусств исторического факультета МГУ. М.А. Ильин участвовал в проектировании станции метро «Добрынинская» (открыта в 1950 г.).

 



 
PR-CY.ru