ГАЛИЧСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

ГАЛИЧСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 1357 г. (Исторический музей) – Евангелие апракос полный, древнейший памятник книгописания и книжной миниатюры Галича Мерского. Кодекс состоит из 178 листов пергамена размером 28,2–28,5х22–22,2 см, написан четырьмя писцами уставом в два столбца. Четвёртый писец, указавший своё имя («Фофан» – Феофан), оставил на обороте листа 178 запись о создании книги «в лето 6865... в граде в Галиче при княженьи великого князя Ивана Ивановича». Рукопись украшена примитивной по исполнению миниатюрой с изображением четырёх пишущих евангелистов, заставкой тератологического стиля на малахитово-зелёном фоне и киноварными (с подкраской зелёным и киноварью) инициалами старовизантийского и тератологического стилей. Миниатюра и орнаментика рукописи выполнены, как полагают исследователи, писцом Феофаном. Историю рукописи до XVIII в. исследователи не прослеживают. Исследователи полагают, что Галичское Евангелие находилось в Галиче ещё во второй половине XVI в., когда Г.М. Рылеев («Рылиев») дал вкладом храму или монастырю Николая Чудотворца в 1563 г. сенные угодья («стоженце Новенские») в «Боярском лугу», о чём оставил запись на обороте листа 27, однако топонимы надёжно не отождествляются. Время и обстоятельства поступления Галичского Евангелия на Московский Печатный двор исследователям неизвестны, здесь оно впервые упоминается в составленной И. Максимовичем и А. Ивановым описи 1727 г. (не издана). В 1786 г. кодекс в числе других древних книг был по императорскому указу передан в Московскую Синодальную библиотеку. Месяцеслов кодекса содержит праздник Покрова Пресвятой Богородицы, память перенесения мощей святых князей Бориса и Глеба, памяти равноапостольного Кирилла (Константина), Феодосия Печерского, святых Бориса и Глеба. Запись писца является важным историческим источником, объясняющим механизм территориальных приобретений («купель») великого князя Ивана I Даниловича Калиты и позднейший статус удельного Галицкого княжества в системе Великого княжения Владимирского и Московского княжеского дома. Миниатюра Галичского Евангелия, несмотря на примитивность исполнения, является памятником провинциального иконописания середины XIV в.

 
PR-CY.ru