ГАЛАТАМ ПОСЛАНИЕ - Страница 10

Если в протестантском богословии «оправдание» традиционно понималось как событие в жизни отдельного человека, когда он будет освобождён от грехов и введён в новую жизнь (т.е. «оправдание» было путём спасения), то в межзаветный период евреи верили, что человек будет оправдан, только если он принадлежал к общине верных Богу (т.е. «оправдание» понималось как обетование). В Послании Галатам, по мнению этих исследователей, Павел не рассуждает о том, как может спастись каждый конкретный человек, а пересматривает границы для народа, избранного Богом. Он говорит о том, как в Израиль могут влиться те, кто не являются потомками Авраама по крови. Апостол Павел утверждает, что признаком принадлежности к избранному народу является не исполнение дел закона, а проявление веры в ответ на Благую весть. Вот почему оправдание совершается по вере, т.е. обещанное наследство даётся тем, кто веруют во Христа. Триадологии, христологии и эсхатологии в Послании Галатам уделяется меньше внимания, но, тем не менее, вера апостола Павла здесь выражена достаточно чётко (например, в Гал. 4:4–6; 6:7–9). Для последующей истории церковного богослужения важным является краткое учение о таинстве крещения, представленное в Гал. 3:27. Толкование Оригена на Послание Галатам утеряно. Согласно Иерониму Стридонскому, Ориген написал 15 книг и 7 гомилий на Послание Галатам (в настоящее время в латинском переводе сохранились фрагменты лишь двух или трёх из них). Из толкований на Послание Галатам представителей антиохийской школы на греческом языке сохранились фрагменты комментария, написанного Феодором Мопсуестийским (ум. в 429 г.). Полностью дошло лаконичное толкование его ученика – Феодорита Кирского (393–460 гг.). Наибольшей известностью пользуется толкование Иоанна Златоуста, написанное между 395 и 398 гг. Хотя обычно его комментарии представляли собой проповеди на отдельные отрывки Священного Писания, толкование на Послание Галатам выполнено последовательно к каждому стиху. Менее известны исследователям труды Евсевия Эмесского, Севериана Габальского, Кирилла Александрийского, Константинопольского патриарха Геннадия I и Фотия. Сочинения более поздних греческих авторов (Иоанна Дамаскина, Икумения, Феофилакта Болгарского и Евфимия Зигабена) носят преимущественно компилятивный характер. Первое толкования на Послание Галатам встречаются в сочинениях Тертуллиана «Против Маркиона» (208 г.) и «Против валентиниан». Сохранились толкования Мария Викторина (около 360 г.), Амброзиастера (между 366 и 384 гг.), Иеронима Стридонского (около 387 г.), Августина Блаженного (около 394 г.) и Пелагия (до 410 г.). Менее известны исследователям комментарии Кассиодора и Примасия. В период протестантской Реформации, когда к этому посланию проявился повышенный интерес, популярностью пользовались «Парафразы» Эразма Роттердамского (1518 или 1519 г.), написанные как вспомогательные заметки для работы издателя или как подготовительные к полномасштабным комментариям.

 



 
PR-CY.ru