ГАЛАТАМ ПОСЛАНИЕ - Страница 9

Хотя вера во Христа и соблюдение закона исключают друг друга (5:2–12), опасность для свободы во Христе составляет и «угождение плоти» (5:13). Павел убеждает не забывать о той борьбе, которая постоянно ведётся между плотью и Духом. Для большей наглядности он перечисляет «дела плоти» (блуд, идолопоклонство, ссоры, зависть и проч.) и противопоставляет им «плоды духа» (любовь, радость, мир, долготерпение и т.д.). На тех, кто живут по духу, нет закона (5:23), т.к. любовь является исполнением закона (5:14). Только дух способен освободить человека от похотей плоти, но отнюдь не закон. Завершая послание, апостол Павел призывает не бояться гонений и мученичества за Христа, указывая, что он носит на теле следы побоев за проповедь Евангелия – «язвы Господа Иисуса на теле моём» (6:17). Послание Галатам заканчивается благословением (6:18), однако в отличие от других посланий апостола Павла не содержит приветствий отдельным членам галатийской церкви. Центральной богословской темой Послания Галатам является Крест Христов (2:19, 21; 3:1, 13; 5:11, 24; 6:12; 14) и связанная с ней тема христианской свободы, не известная ни языческому, ни ветхозаветному миру. Эта свобода – не вседозволенность, провозглашаемая различными языческими культами и атеистическими учениями, а свобода от греха, обретаемая через причастность ко Христу. Верующие должны не просто защищать свою свободу от рабства закону (5:1), но использовать её для исполнения закона, служа друг другу любовью (5:13–14). Следствие этого – единение во Христе. Это единство является столь тесным, что превосходит все национальные, социальные и гендерные границы (3:28). Закон разделял людей, дух же, который ведёт христиан, соединяет их во Христе. Наиболее сложной является тема оправдания верой в Иисуса Христа, а не делами закона (2:16; 3:6–12). Особую остроту она приобрела в период Реформации, когда протестантские богословы использовали Послание Галатам для обоснования отказа от католического учения о церковных таинствах. Ряд современных учёных-библеистов (Э. Сандерс, Дж. Данн, Н. Райт и др.) попытались переосмыслить традиционные протестантские толкования соотношения веры и дел, исходя из религиозного контекста, в котором возникли послания апостола Павла. По их мнению, для евреев эпохи Второго храма «оправдание» не было связано с личным судом и загробным воздаянием, а являлось эсхатологическим событием, которое должно было произойти в истории Израиля. Ожидания прихода Мессии состояли в том, что когда-то в будущем Бог открыто вступится за народ Израиля, страдающий под властью язычников, но при этом остающийся всё это время верным Ему. Верность завету, заключённому Богом с праотцами, приведёт к оправданию Израиля перед языческими народами, которые его поработили. Бог вмешается в историю и воздаст по справедливости язычникам и верным Ему иудеям.

 



 
PR-CY.ru