ГАЛАТАМ ПОСЛАНИЕ - Страница 3

Против южногалатийской теории выдвигаются следующие аргументы: спор об обрезании христиан, крещёных язычников, не мог иметь места после Иерусалимского собора, так же как и обрезание Тимофея (Деян. 16:3) не могло произойти позднее ситуации, побудившей апостола Павла писать в Гал. 5:2: «...Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа». Если евангелист Лука считал, что города Дервия и Листра принадлежат к Галатии, то исследователям непонятно, почему это название не встречается в Деян. 13–14. Если Павел проповедовал в южной Галатии до Иерусалимского собора, исследователям трудно объяснить, почему он не упомянул об этом в Гал. 1:21. В Послании Галатам не отражены также те гонения, которым Павел подвергся в южных городах – Антиохии, Иконии и Листре (Деян. 13–14; 2 Тим. 3:11). В русской дореволюционной науке все исследователи принимали традиционную северогалатийскую теорию. Южногалатийская теория сформулирована Уильямом Рамсеем (в 1890 гг.). Из святоотеческих толкователей только Амасийский митрополит Астерий считал, что текст в Деян. 18:23 указывает на Ликаонию и Фригию, а не на земли этнических галатов. Аргументы сторонников южногалатийской теории следующие: только евангелист Лука обозначал территории по этническому признаку (поэтому в Деян. 13–14 не используется наименование «Галатия»), тогда как апостол Павел как римский гражданин предпочитал наименования по провинциям; обращение «галаты» (Гал. 3:1) – единственное, что объединяет христиан Листры, Дервии, Икония и Антиохии Писидийской, население которых было смешанным с этнической точки зрения; в делегацию, о которой говорится в Деян. 20:4, входили жители городов Южной Галатии; выражение «через Фригию и Галатийскую страну» в Деян. 16:6 (и в Деян. 18:23, но в обратном порядке) указывает на единую территорию, а не на Фригию и Галатию по отдельности, поскольку греческий язык позволяет использовать в конструкциях такого рода существительное («Фригия») в значении прилагательного («фригийская»). Против северогалатийской теории, по их мнению, говорит то, что апостол Тимофей, постоянный спутник апостола Павла, в Послании Галатам не упоминается (ср.: 1 Фес. 1:1; 3:2, 6; 2 Фес. 1:1; 1 Кор. 4:17; 16:10; 2 Кор. 1:1, 19; Рим. 16:21; Флп. 1:1; 2:19; Кол. 1:1; Флм. 1), а это может указывать на то, что он присоединился к Павлу уже после написания Послания Галатам. В таком случае послание могло быть написано раньше событий, описанных в Деян. 16:1–5. Наоборот, упоминание апостола Варнавы (Гал. 2:1, 9, 13) было бы странным, если бы Павел обращался к жителям Северной Галатии. В Прологе Маркиона к Посланию Галатам утверждается, что это послание было отправлено апостолом Павлом из Эфеса. Однако в предисловии (лат. subscriptio), которое есть в некоторых рукописях Послания Галатам, говорится, что оно было написано в Риме.

 



 
PR-CY.ru