ГАЛАТАМ ПОСЛАНИЕ

ГАЛАТАМ ПОСЛАНИЕ – одно из писем апостола Павла, входящее в канон Нового Завета. Авторство апостола Павла у исследователей не вызывает сомнений (Гал. 1:1; 5:2). В Гал. 6:11 апостол Павел говорит, что «много написал... своею рукою». Греческий оригинал послания не сохранился. В древнейшем папирусе с текстом Послания Галатам (около 200 г.) недостаёт следующих стихов: Гал. 1:9; 2:10–11; 3:1; 4:1, 19; 5:18–19; 6:9. В кодексах Нового Завета IV–V вв. текст послания представлен в более целостном и близком к общепринятому виде. В XX в. были предприняты попытки реконструировать «оригинальный» текст, признав треть послания (прежде всего, Гал. 5:13–6. 10) поздней интерполяцией. Однако они были отвергнуты большинством исследователей. Тем не менее, вопрос о наличии в тексте послания вставок продолжает обсуждаться. Наиболее вероятной интерполяцией исследователи считают Гал. 2:7b–8 («как Петру для обрезанных, ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников»), поскольку здесь неожиданно появляется имя Пётр (которое не встречается ни в одном другом послании апостола Павла), тогда как прежде и после этих стихов употребляется имя Кифа (Гал. 1:18; 2:8, 11, 14). Исследователи, признающие наличие вставки, считают причиной её появления борьбу с еретиком Маркионом, который около 140 г. составил усечённый канон Нового Завета («Апостоликон»), включавший десять посланий апостола Павла и Евангелие от Луки, отредактированные в соответствии с его пониманием христианства. В большей части рукописей и в печатных изданиях Нового Завета Послание Галатам занимает четвёртое место среди посланий апостола Павла, расположенных по длине, – после 2 Кор. и перед Еф. (реже – второе место – после Рим. и перед 1 Кор.). В некоторых древних рукописях и списках канонических книг послания апостола Павла располагаются по адресатам; тогда Послание Галатам стоит после посланий церквам и до частных посланий, например, после 2 Фес. и перед 1 Тим., как в Александрийском кодексе и в 39-м, праздничном, послании Афанасия I Великого (367 г.). В «Апостоликоне» Маркиона Послание Галатам занимало первое место, т.к. рассматривалось как ключ ко всему Новому Завету. В Каноне Муратори (конец II или вторая половина IV в.) Послание Галатам встречается в двух перечнях: в одном – на втором месте (после 1 Кор. и перед Рим.), в другом – на пятом (после Кол. и перед 1 Фес.). Галатия (территория в Малой Азии) и галаты (иначе галлы, или кельты, – племена, изначально проживавшие в центральной Европе, но постепенно мигрировавшие на запад и юг Европы) несколько раз упоминаются в Послании Галатам и других Павловых посланиях (Гал. 1:2; 3:1; 1 Кор. 16:1; 2 Тим. 4:10).

 



 
PR-CY.ru