ГЕНРИХ VIII Тюдор - Страница 5

Сопротивление королевской реформации приобретало массовый характер: в 1536–1537 гг. в северных графствах Англии (Йоркшир, Уэстморленд, Нортамберленд, Дарем) было поднято восстание, получившее название «Благодатное паломничество» («Pilgrimage of Grace»), поскольку оно приняло форму вооружённого «паломничества» к королю с петицией о «защите Церкви от разграбления»; облачения «пилигримов» и их знамёна были украшены символами креста и ран Христовых. Они требовали восстановления супрематии папы Римского, возвращения собственности монастырям, запрета протестантского вероучения как еретического и наказания королевских советников, стоявших у истоков англиканской Реформации. В то же время они подчёркивали свою лояльность к Генриху VIII, которому удалось благодаря искусному лавированию в ходе переговоров расколоть повстанцев и предотвратить серьёзное кровопролитие. Добиваясь разрешения династических проблем и усиления политических позиций за счёт подчинения церкви, Генрих VIII не проявлял интереса к реформам в доктринальной сфере, поскольку до конца жизни оставался, в сущности, приверженцем учения католической церкви, в то время как его заигрывания со сторонниками протестантизма как в Англии, так и на континенте были продиктованы политической необходимостью. Консерватизм короля ярко проявился в его церковной политике в середине 1530 – 1540 гг., отмеченной непоследовательностью и лавированием между двумя группировками англиканского духовенства: умеренными, не стремившимися к пересмотру вероучения и церковной организации, во главе которых стоял Уинчестерский епископ Стефан Гардинер, и более радикально настроенными реформаторами, лидерами которых были Т. Кранмер и Т. Кромвель (вплоть до конца 1530 гг. поддержка короля обеспечивала перевес последним). Результатом работы учреждённого по распоряжению Генриха VIII Комитета реформации (1536 г.), возглавляемого Т. Кранмером, стало появление первого вероучительного документа Англиканской церкви – «Десяти статей» и первого катехизиса, названного «Епископской книгой» (1537 г.; его название подчёркивало тот факт, что король устранился от участия в разработке этого текста; впоследствии он написал предисловие ко второму изданию катехизиса, который обрёл новое наименование – «Королевская книга»). Важным шагом на пути Реформации стала королевская санкция на издание Библии на английском языке, которой добился Т. Кромвель, активный сторонник церковного просветительства, проповеди и использования печатного пресса в пропаганде протестантских идей.

 



 
PR-CY.ru