ГИДЛЯНСКАЯ (ГИДЕЛЬСКАЯ) ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

К неизвестным подробностям сказания исследователи относят сведения о том, что Ян, скрывший у себя в доме икону, ослеп (по другой версии, слепотой было поражено и его семейство). По совету набожной женщины в дом был приглашён местный священник Пётр Волпкай. Он извлёк фигурку Богоматери из сундука и омыл её водой, от которой семейство Чечика получило исцеление. Иконка была перенесена в приходский храм во имя Марии Магдалины и поставлена в алтаре («рядом со Святыми Дарами»), однако вскоре образ переместился на поле, к месту обретения. Там в честь Гидлянской иконы поставили деревянный столп (традиция сооружения придорожных часовен в виде столпов распространена в Польше), который сохранился до настоящего времени. В 1615 г. владелицей Гидле Анной Домбровской, пожелавшей построить для Гидлянской иконы каменную часовню, были приглашены монахи ордена доминиканцев. В 1624 и 1636 гг. им были пожертвованы село Гидле и близлежащие населённые пункты. Несмотря на возникшие имущественные споры, в 1649 г. в Гидле была сооружена базилика в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящена в 1656 г.), куда была помещена Гидлянская икона. Для засвидетельствования чудес от Гидлянской иконы по благословению архиепископа Гнезненского около 1615 г. была создана комиссия; исследованные ею чудеса были подтверждены специальным актом от 30 октября 1651 г. Согласно сведениям, собранным в книге «Великое сокровище», наибольшее количество чудес (общее число – 300) было зафиксировано с 1620 по 1700 гг., среди них названо 31 чудо воскрешения умерших. Чудеса исцелений происходят и в настоящее время (в 2004, 2005 гг. документировано около десяти чудес). Традиционно в первое воскресенье мая (день обретения Гидлянской иконы) совершается омовение иконы в вине, которое обретает целебную силу. 19 августа 1922 г. была совершена коронация образа, на месте коронации построена часовня, к которой ежегодно совершается крестный ход. Гидлянская икона представляет собой маленькую (около 9 см) резную в камне фигурку Богородицы в рост с Младенцем Христом на левой руке. Младенец, подобно скульптурам Богородицы из Вроцлава (около 1410 г.) или Сважево («Мадонна рыбаков», XV в.), изображён обнажённым. В правой руке Богородицы плод – излюбленный мотив многих, в том числе чтимых, польских образов. Скульптуру из Гидле исследователи относят к народному искусству. Она проста по исполнению, «но зато очень искреннее, вдохновлённое подлинной верой» произведение. В настоящее время икона находится в базилике в честь Успения Пресвятой Богородицы в специально созданном для неё алтаре в южной части храма. Она помещена в небольшой четырёхгранный прозрачный киот, увенчанный короной. Благодаря высокому резному столбику в основании киота икона вынесена вверх, на передний план алтаря; фоном ей служит резное обрамление в виде архитектурных колонок (в центре – живописная картина), которые создают перспективную аркаду и тем самым зрительно выделяют небольшую фигурку Богоматери. На находящейся в храме полихромной барельефной панели показаны явление образа (справа) и его история, связанная с пребыванием в доминиканском ордене (слева); под панелью размещены 24 живописных изображения чудес от Гидлянской иконы.



 
PR-CY.ru