ГОРНОСТАЕВ Иван Иванович - Страница 4

Строительство велось под наблюдением игуменьи (храм впоследствии стал для неё усыпальницей) и войскового архитектора академика Александра Александровича Ященко, он же составил проект внутренней отделки; иконостас спроектировал архитектор Павел Петрович Зыков (первый), иконы написаны в Троице-Сергиевой лавре. В 1885 г. были освящены главный престол в честь Казанской иконы Божьей Матери и два придела: во имя апостолов Петра и Павла (архимандритом Иустином, Татариновым) и во имя мученика Василия Анкирского. Собор имеет план в форме латинского креста, западная часть которого – протяжённая трапезная с притвором – соответствует типу трёхнефной базилики. С востока к основному объёму примыкают три сильно вынесенные гранёные апсиды, центральная из которых достигает высоты храма. Над средокрестием приподняты стены четверика, увенчанного пятиглавием со шлемовидными куполами (четыре малые главки утрачены, центральная глава – на световом восьмигранном барабане). В отделке преобладают романские и византийские элементы, полуциркульные завершения. Фасады воспроизводят формы позакомарного покрытия; центральная часть западного рукава перекрыта двускатной базиликальной кровлей. Прясла и угловые части фасадов оформлены полуколонками с кубоватыми капителями. Богато профилированный карниз делит фасады на два яруса. В верхнем помещены большие полуциркульные окна; на фасадах западного, северного, южного рукавов креста – композиции из трёх окон, среднее из которых выше двух боковых, обведённых единым архивольтом. В пряслах нижнего яруса – малые двойные, разделённые полуколонками полуциркульные окна. Широко применён лекальный кирпич, из которого, в частности, выложены разнообразные кресты на фасадах, применены также сухарики, валики, поребрик. В интерьере выделяется решение трапезной: центральный неф в два раза шире боковых и отделён от них двумя рядами колонн, между которыми переброшены высокие арки. Отделку шести колонн белого итальянского мрамора с «византийскими» резными капителями по рисунку И.И. Горностаева выполнил петербургский мастер Баринов, росписи в 1884 г. – художник Соколова. Цокольный этаж церкви соединён с пещерами. Собор закрыт в 1929 г., в настоящее время восстанавливается, является самым большим из сохранившихся в Волгоградской епархии. Исследователям известны работы И.И. Горностаева в области монументальной и мемориальной скульптуры: проект памятника 1000-летию России в Новгороде (1860 г., вторая премия), надгробия Михаила Ивановича Глинки на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (1859–1860 гг., скульптор Николай Акимович Лаверецкий, перенесено с утратами) и Алексея Максимовича Горностаева в Троице-Сергиевой пустыни (после 1862 г.), проект памятника князю Дмитрию Пожарскому в Суздале (1865 г., не осуществлён). Напряжённая деятельность подорвала здоровье И.И. Горностаева; в начале 1874 г. врачи предписали ему после перенесённого инсульта немедленно отправиться за границу. Уже получив от Академии Художеств увольнение и средства для поездки, И.И. Горностаев скоропостижно скончался. Похоронен на Шуваловском кладбище Санкт-Петербурга рядом с В.И. Собольщиковым, могилы утрачены.



 
PR-CY.ru