ГОРНОСТАЕВ Иван Иванович - Страница 2

Лекции И.И. Горностаева были литографированы («Древнехристианское искусство». СПб., 1864 г.; «Византийское искусство». СПб., 1864 г.; «Латинский стиль». СПб., 1864 г.; «История искусства Средних веков: Романский стиль». СПб., 1864 г.; «История искусства Средних веков: Живопись и скульптура готической эпохи». СПб., 1864 г.; «История искусства в Западной Азии». СПб., 1866 г.; «История искусства в Малой Азии». СПб., 1870 г.; и др.). И.И. Горностаев изучал историю костюма, опубликовал географический очерк Греции (СПб., 1873 г.). Для средних классов Академии Художеств составил ряд курсов. Часто сопровождал своих учеников в Эрмитаж, уделял особое внимание знакомству с образцами русского национального стиля. В 1870 г. стал основателем и заведующим художественно-промышленными классами при Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих при Обществе поощрения художников. С 1856 г. до 1870 г. был сотрудником Императорской Публичной библиотеки, работал преимущественно под руководством своего родственника (мужа сестры) и друга Василия Ивановича Собольщикова в Отделении изящных искусств и технологии. В 1859 г. временно ведал строительной частью библиотеки, за что получил благодарность от императора Александра II. Совместно с В.И. Собольщиковым составил и реализовал проекты Готического зала «во вкусе средневековых монастырских рефекториев» («Кабинет Фауста», 1857–1858 гг.) и Нового читального зала в «римско-итальянском стиле» (1859–1862 гг.; современный адрес: пл. Островского, 1). За время службы в библиотеке был награждён орденами св. Анны второй степени и св. Станислава третьей степени. С 1867 г. до конца жизни И.И. Горностаев состоял в должности архитектора Санкт-Петербургского университета, где по его проектам была сооружена Ботаническая аудитория (1867 г.), а после передачи университету из военного ведомства здания «для игры в мяч» (современный адрес: Университетская набережная, 7–9) – его реконструкция с устройством одного из самых больших в России Библиотечного зала и Физического кабинета (1872–1873 гг.). Другие петербургские проекты: перестройка доходного дома (набережная канала Грибоедова, 115; 1868 г.), решётка сада Франца Карловича Сан-Галли (Лиговский проспект, 62; 1873 г.); фонари на Мало-Конюшенном и Театральном мостах. Наибольший интерес для исследователей в творчестве И.И. Горностаева представляют два проекта соборных храмов в провинциальных монастырях, связанные с именем Игнатия (Брянчанинова), лично знавшего И.И. Горностаева, и осуществлённые после кончины зодчего. Проект собора в честь местночтимой Иверской иконы Божьей Матери в Николо-Бабаевском монастыре Костромской (ныне Ярославской) епархии был составлен И.И. Горностаевым в соответствии с «величественной идеей нового храма» святителя Игнатия, поселившегося на покое в 1861 г. в монастыре. В Министерстве путей сообщения и публичных зданий находили, что «архитектурные линии в нём слишком смелы, чтобы могли быть благонадёжно исполнены», и проект удалось согласовать только после личного объяснения архитектора. 21 мая 1865 г. он был одобрен императором Александром II.

 



 
PR-CY.ru