ГАНДИ Мохандас Карамчанд

ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869–1948 гг.) – религиозный идеолог, один из лидеров национально-освободительного движения в Индии. Родился в семье чиновника (из торговой касты банья), министра в ряде княжеств Катхиявара (полуостров в Северо-Западной Индии). В 1888–1891 гг. получил юридическое образование в Англии, в 1891–1893 гг. – адвокат в Бомбее. В 1893–1914 гг. – юрисконсульт гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке, где возглавил борьбу индийских эмигрантов за демократические права (организация «Индийский конгресс в Натале»). Вернувшись в Индию, в 1915 г. Ганди сближается с Индийским национальным конгрессом, в который вступает в 1919 г.; в 1919–1947 гг. становится одним из лидеров и ведущих идеологов борьбы за национальную независимость Индии. Проводимая им тактика гражданского неповиновения принесла в этой борьбе решающие результаты (в 1922–1924, 1930–1931 и 1942–1944 гг. подвергался арестам английским колониальным правительством; в эти периоды наиболее усердно практиковал голодовки, которые выражали его стратегию ненасильственного сопротивления). Ганди погиб после «раздела» Индии от руки члена националистической партии «Хинду Махасабха». Одной из основных причин его убийства стали неоднократные выступления Ганди за индуистско-мусульманское единение. Более популярное имя Ганди – Махатма (Великая душа), восходящее к лексике «Законов Ману» и «Махабхараты», свидетельствует о степени уважения к нему и почитания его индийским народом. Мировоззрение Ганди представляет собой особую разновидность неоиндуизма, которую исследователи характеризуют как моралистическую и которая включила круг идей этики Нового времени (влияние Генри Дейвида Торо, Льва Николаевича Толстого, Джона Рескина, ряда протестантских моралистов), индийских реформаторов индуизма XIX в. и «практической философии» традиционных религий Индии – брахманизма, буддизма и джайнизма. Основные постулаты Ганди – идея нерасторжимости политической деятельности и нравственных императивов; неотделимость целей от средств их достижения (нет такой цели, которая могла бы оправдать противоестественные средства, например, убийство противника и всё, что ведёт к нему); ненасилие как способ решения конфликтных ситуаций, любовь и самовоспитание как средство «самоуправления» индивида и общества. Основное понятие в системе идей Ганди – «концепция сатьяграхи» (санскритский неологизм Ганди, означающий «упорство в истине»), опирающаяся на особое прочтение «Бхагавадгиты», которую Ганди начал изучать почти в 20-летнем возрасте (в английском переводе Эдвина Арнольда) и которой посвятил многие годы размышлений, написав в результате сочинение «Анасакти-йога» и эссе «Гита-мата».

 



 
PR-CY.ru