ГУРУ

ГУРУ – учитель, духовный наставник в индуизме, буддизме, сикхизме. Слово «гуру» происходит от древнеиндийского (индоевропейского) корня «gr» – тяжёлый (ср. лат. gravis). В древних ведийских текстах оно использовалось именно в этом буквальном значении. В ведийском ритуале оно применялось к брахманам, «тяжелевшим» от сомы – галлюциногенного напитка, который они поглощали. В период брахманизма в связи с усложнением процедуры ритуала эти жрецы воспринимались как специалисты, исполненные знания сакральных текстов, техники и смысла ритуальных действий. Параллельно с укреплением позиции брахманов как духовных лидеров общества и распространением их влияния на все социальные сферы, в том числе семью, слово «гуру» становится термином, означающим брахмана как духовного руководителя на всех стадиях человеческой жизни. В этот период гуру понимается как персона, «отягощённая» мудростью, духовной зрелостью, совершенным знанием. В послеведийских умозрительных текстах (брахманы, араньяки, упанишады) активно разрабатывается образ учителя, передающего ученику знание сакральных ведийских текстов, их религиозно-философское толкование, символическую интерпретацию ритуала, а также сведения в таких областях, как астрология, фонетика, метрика, медицина и т.д. Обучение молодых людей, принадлежавших к социально высоким слоям «дваждырождённых», обычно происходило в семье учителя (гуру-кула), где ученик не только получал знания, но и работал по дому, помогал совершать ритуалы. В определённом возрасте он получал от гуру посвящение (дикша) в духовную традицию, приобщался к его божественной энергии и обретал новое рождение в виде духовного сына гуру, а гуру как бы воспроизводил в ученике самого себя. Главной его задачей была подготовка ученика к долгому пути духовного развития, к обретению мокши, т.е. освобождению от уз бренного мира. Изложение религиозных доктрин нередко оформляется в виде беседы учителя с учеником (Кришны с Арджуной, Рамы с Хануманом). Идеи тантризма развиваются в текстах, именуемых агамами (наставление Шивы своей супруге Парвати). Фигура гуру становится неотделимой от идеи обучения, наставничества. В упанишадах содержатся многочисленные беседы учителя с учеником и целые списки имён мифологических учителей, связанных отношением преемственности. Так формируется концепция гуру-шишья-парампара (традиция «учитель-ученик»), подразумевающая передачу знания из поколения в поколение. Внутри индуизма она охватывает практически все его ветви, движения и объединения, включая различные школы искусств и ремёсел. Каждая традиция ведёт своё происхождение от ади-гуру, т.е. изначального наставника, который, в свою очередь, получает знание от бога. Титул гуру, или сат-гуру (истинный наставник), распространяется на глав монастырей, ашрамов, прочих религиозных объединений.

 



 
PR-CY.ru