ГЕРЦМАН Евгений Владимирович

ГЕРЦМАН Евгений Владимирович (род. в 1937 г.) – российский музыковед, исследователь античной и византийской музыки, автор ряда монографий и более сотни научных статей. Родился в театральной семье: отец – дирижёр Одесского театра оперы и балета, мать – балерина. В 1962 г. окончил фортепианный факультет Одесской консерватории (класс профессора Людмилы Наумовны Гинзбург). Преподавал специальное фортепиано и музыкально-теоретические дисциплины в музыкальном училище города Николаева (1962–1969 гг.). В 1970 г. окончил музыковедческое отделение Дальневосточного института искусств. С 1969 по 1978 гг. занимал должность старшего преподавателя кафедры истории и теории музыки в том же институте. В 1970 г. поступил в аспирантуру теоретико-композиторского отделения Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных (научный руководитель – доктор искусствоведения профессор Юрий Николаевич Тюлин). С 1983 г. живёт в Санкт-Петербурге. В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию «Античное музыкальное мышление» (в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии), опубликованную в том же году. В 1991 г. – докторскую диссертацию «Византийское музыкознание» (на основе монографии, изданной в 1988 г.). С 1991 г. – ведущий научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств (Санкт-Петербург); с 1993 г. – профессор кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории и кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. В работе «Античное музыкальное мышление» на основе многочисленных древнегреческих и древнеримских трактатов Е.В. Герцман описал этапы становления античной музыкальной системы – от самых простых форм до появления полной немодулирующей системы. Перевёл несколько античных музыкально-теоретических источников на русский язык: «De institutione musica» Боэция, «De Musica» Кассиодора, Псевдо-Евклида, фрагменты из трактата Поллукса и т.п. В исследовании «Византийское музыкознание» впервые на русском языке с использованием широкого круга работ по византинистике западных и греческих учёных были изложены представления Е.В. Герцмана об основных типах нотации, теории осмогласия и хирономии, периодизации византийского церковного пения, приведены первоисточники. Эту линию продолжили публикация переводов на русский язык с комментариями памятников византийской церковной музыкально-теоретической мысли, хранящихся в архивах Санкт-Петербурга («Петербургский теоретикон». 1994 г.). Его описание почти всех певческих греческих рукописей из собраний Санкт-Петербурга (первый том – из Российской национальной библиотеки, второй том – из Библиотеки Академии Наук, Библиотеки Эрмитажа и других собраний) стало первым в отечественной науке систематическим трудом по греческой музыкальной палеографии. Отдельную группу составили исследования Е.В. Герцмана, посвящённые хронологии и истории византийской музыки. В работе «Пропавшие столетия византийской музыки» он полемизирует с принятой в науке историко-хронологической концепцией, касающейся истории античной и византийской музыки, и приводит собственные оригинальные датировки ряда певческих памятников и жизнедеятельности известных мелургов. Е.В. Герцман осуществил также новую публикацию трактата известного церковного деятеля XVIII в. архиепископа Евгения (Булгариса), посвящённого музыкальному искусству. В отличие от публикации середины XIX в. в новом издании текст снабжён квалифицированным переводом и комментарием.

 
PR-CY.ru