ГЕРБЕРТ Мартин

ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя – Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720–1793 гг.) – князь-аббат монастыря Санкт-Блазиен, немецкий теолог, историк, музыковед. Воспитывался в иезуитских школах во Фрайбурге (Брайсгау) и в Клингенау (Аргау). Вступил в орден бенедиктинцев в монастыре Санкт-Блазиен в 1736 г., посвящён в сан пресвитера в 1744 г. С 1755 г. – монастырский библиотекарь, а также наставник по философии и теологии. В 1759–1763 гг. путешествовал по Германии, Италии и Франции, собирая и каталогизируя рукописные источники по истории церкви. В 1764 г. был назначен князем-аббатом монастыря Санкт-Блазиен. При нём обитель достигла наивысшего расцвета за всю историю существования. После пожара 1768 г. (который унёс бóльшую часть уникальной рукописной коллекции Герберта), пользуясь протекцией императрицы Марии Терезии, Мартин Герберт за 15 лет отстроил монастырь (новое здание было освящено в 1783 г.), превратив его в своего рода научную академию по образцу парижского аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Церковно-политическую и научную деятельность Мартина Герберта исследователи прослеживают по его переписке и документам. Одним из первых крупных печатных трудов Мартина Герберта стало изложение основ экзегетического, канонического, догматического, нравственного, мистического, литургического, та́инственного и символического (т.е. изложенного в порядке Апостольского Символа веры) богословия. Мартин Герберт написал и другие работы в области сакраментологии, каноники, аскетики и других дисциплин. Как богослов-полемист Мартин Герберт находился в оппозиции фебронианству, янсенизму и атеистическому рационализму, проникавшему в то время в южнонемецкие земли из соседней Франции. Мартин Герберт написал и несколько исторических трудов, в частности, о Шварцвальде. Наибольшее значение сохранили работы Мартина Герберта в области церковной музыки и истории богослужения. В 1774 г. он закончил труд «О пении и духовной музыке от раннецерковной эпохи до нашего времени», положивший начало музыкальной медиевистике Нового времени. В 1776 г. издал историко-литургическое исследование «Древняя немецкая литургия с предисловием, комментариями и замечаниями», в 1777–1779 гг. дополнил его публикацией источников под названием «Памятники древней немецкой литургии». До настоящего времени сохраняет значение антология «Церковные писатели о духовной музыке», в которой Мартин Герберт напечатал по рукописям (в том числе ныне утерянным) все важнейшие трактаты о музыке (более 40) эпохи Средневековья (частично и поздней Античности). Имя Мартина Герберта как музыковеда-историка стоит в одном ряду с именами Чарльза Бёрни и Иоганна Никоауса Форкеля. Из музыкальных сочинений Мартина Герберта сохранились 12 офферториев и двухорная восьмиголосная Месса Великого четверга в десяти частях.

 
PR-CY.ru