ГЕОРГИЙ КОНТОПЕТРИС

ГЕОРГИЙ КОНТОПЕТРИС – доместик, византийский мелург. Самое раннее упоминание о нём содержится в Пападики 1336 г. Георгий Контопетрис был учеником Иоанна Кукузеля и, следовательно, жил не раньше первой половины XIV в. В «Пападики» второй половины XIV в. Георгий Контопетрис назван «дважды доместиком». Из той же рукописи исследователям известно, что сын Георгия Контопетриса Михаил также был доместиком и мелургом: ему принадлежит версия причастна «Чашу спасения» на четвёртый плагальный (восьмой) глас. В «Пападики» 1425 г. распев псалма «На реках Вавилонских» надписан как творение Михаила Контопетриса. Распевы Георгия Контопетриса наряду с творениями других мелургов составили основу греческих певческих книг «Пападики» и «Матиматарий» и широко представлены в рукописях периода калофонического пения, хранящихся в различных собраниях. Чаще всего в рукописной традиции встречаются распетые Георгием Контопетрисом стихи больших (т.е. с мелизматическим мелосом) аниксандариев на четвёртый плагальный глас (Пс. 103: 20, 24, 29а, 31а, 32, 33а, 34 с особыми припевами, например: «Слава Тебе, Святый, слава Тебе, Царю», около 1820 – 1830 гг.). Некоторые из этих стихов имеют двойное авторство: Иоанна Кукузеля и Георгия Контопетриса (первая половина XV в.). На втором месте по числу списков стоят стихи первого антифона первой кафизмы (чаще всего из Пс. 2, реже из Пс. 1, конец XVII – начало XVIII вв., и Пс. 3) на четвёртый плагальный глас с кратимами. Из музыкальных творений Георгия Контопетриса сохранились стихи полиелея на второй плагальный (Библиотека Академии Наук Русского археологического института в Константинополе), на первый и на четвёртый гласы, антифон на полиелее преподобным, мученикам и иерархам на четвёртый глас «Будет праведник» (Пс. 111:6), антифон на праздники Богородицы «Слово благо» на первый глас, псалом «На реках Вавилонских» на третий глас, мегалинарии (Песнь Богородицы) «Сущую Богородицу» на второй плагальный (шестой) глас, причастен «Хвалите» на второй плагальный глас, мелизматические вставки-кратимы четвёртого гласа (конец XV – начало XVI вв.; Библиотека Академии Наук Русского археологического института в Константинополе, конец XV в.), иногда имеющие особые наименования (первая половина XVI в., начало XVI в.). Из калофонических обработок стихир (матим) Георгия Контопетриса исследователям известны: «Сергий и Вакх» четвёртого гласа (7 октября, первая половина XVII в.), на Сретение «Безначальное бо Слово» второго гласа, в Великую пятницу «Егда на Кресте пригвоздиша» второго гласа, евангелисту Марку (25 апреля) «Излияся благодать» второго гласа, украшенные Георгием Контопетрисом версии стихир Феодора Манугры в Неделю о Фоме «Человеколюбче, велие и безприкладное» первого плагального гласа (середина XV в., вторая половина XVI в., около 1680 г., 1685 г., середина XVIII в.) и Феодора Фалассина на Пятидесятницу «Языцы иногда» четвёртого плагального гласа и некоторые другие (вторая половина XV в., XV – начало XVI вв., первая половина XVIII в., конец XVI – начало XVII вв.). Творения Георгия Контопетриса сохраняли популярность в XVIII–XIX вв. Его распевы присутствуют в составе древних больших аниксандариев в «разводе» Петра Пелопонесского (1790–1793 гг. и др.). В начале XIX в. хартофилакс Хурмузий переписал с помощью нотации «нового метода» распетые Георгием Контопетрисом стихи аниксандариев «Возвеселится Господь» и «Призираяй на землю» (1818 г.), а также стихиры мученикам Сергию и Вакху (начало XIX в.), евангелисту Марку (начало XIX в.) и в Неделю апостола Фомы (начало XIX в.). Стихи аниксандариев Георгия Контопетриса неоднократно публиковались в печатных певческих сборниках, выходивших в XIX в. в Константинополе. Его аниксандарии были также переписаны с помощью алфавитной нотации Паисием Фетталомагном Ксиропотамским (около 1842 г.).

 
PR-CY.ru