ГРАФФИТИ - Страница 10

Исключительный интерес для исследователей представляет граффити XI в. в новгородском Софийском соборе, принадлежащее Николе («пришельцу из Киева-града от своего князя Ярослава»), который идентифицируется исследователями с известным по летописям боярином князя Ярослава Мудрого Микулой Чудином. По мнению исследователей, о поставлении Киевского митрополита Илариона сообщает граффити XI в. в киевском Софийском соборе: «м(е)с(я)ца априля въ 9 д(ь)нь поставлено бы(сть) вл(а)д(ы)ка». В граффити названы также имена тех, кто не делали надписей самостоятельно, но чьё присутствие в храме было достойно упоминания (это, прежде всего, князь, члены его семьи, ближайшее окружение; имена эти известны и по другим письменным источникам). Так, с персонажами «Слова о полку Игореве» С.А. Высоцкий отождествил названных в надписи XII в. в киевском Софийском соборе князей Игоря, Святослава, Олега, вдову князя Владимира Андреевича Дорогобужского, которые присутствовали в храме «на празъдникъ». На стене лестничной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря граффити первой половины XII в. (нижняя дата надписи ограничена 1119 г. – временем закладки собора) сообщает о том, что «князь был на Федоров день Мстислав». Речь идёт о сыне Владимира Мономаха Мстиславе (Феодоре) Владимировиче, который, будучи с 1125 г. великим князем Киевским, присутствовал в новгородском соборе на богослужении в день памяти своего небесного покровителя. Судя по расположению граффити на стене при выходе на лестничную площадку, ведущую на хоры, где во время богослужения стояла княжеская семья, автор граффити (как свидетельствует орфография, новгородец) мог входить в ближайшее окружение князя. Среди граффити летописного характера исследователи отмечают два юридических документа – надпись XII в. в киевском Софийском соборе о покупке княгиней «Всеволожей» Бояней земли стоимостью 70 гривен собольих и надпись первой половины XIII в. из церкви великомученика Пантелеимона в Галиче, сделанную «в княжение Мстиславле» о предъявлении иска некоему «ляху» и о закрытии князем судебного разбирательства. К летописным близки поминальные граффити, сообщающие о смерти неизвестных по другим источникам лиц с указанием дня и месяца, а иногда и года: «Въ лѣ(то) 6762 (1254) м(е)с(я)ца генваря 29 прѣставися рабъ (Бо)жии Коузма Ивановичь» (церковь Спаса на Нередице, Новгород). В новгородском Софийском соборе сохранились надписи конца XII – первой половины XIII вв., отражающие характерное для Древней Руси взаимодействие между христианским и языческим мировоззрениями (граффити фольклорного характера). На стене Мартириевской паперти собора тонкой иглой процарапан текст: «Яко седите пироге в печи гридьба въ корабли пелепелка пари въ доуброве постави кашу постави пироге ту иди» («Как сидит пирог в печи, (так и) гребная дружина (т.е. гребцы) в корабле. Перепёлка, лети в дуброву! Поставь кашу, поставь пирог, туда иди!»).

 



 
PR-CY.ru