ГРАФФИТИ - Страница 9

В церкви Спаса на Нередице сохранилась надпись XIII в. «Авгарь», свидетельствующая о знакомстве новгородцев с древнерусской версией легенды о царе Авгаре, которая послужила основой для развития иконографии Нерукотворного образа Спасителя, широко представленной в росписях храмов и в иконописи Древней Руси. Изображение Нерукотворного образа Спасителя над конхой центральной апсиды хорошо просматривалось с того места у юго-западного столба, где находился человек, написавший имя легендарного царя. В церкви Успения на Волотовом поле среди многочисленных рисунков-граффити найдено изображение двух всадников, рядом с одним процарапана надпись – «Макидоньски» (XV в.). По мнению исследователей, композиция имеет литературные источники – сведения об Александре Македонском распространялись на Руси с домонгольского времени через хронографы и «Пчелу», с XV в. – через Сербскую Александрию. На стенах многих древнерусских храмов обнаружены фрагменты кириллической азбуки. Для истории русского письма исключительный интерес представляет открытая Сергеем Александровичем Высоцким на стене киевского Софийского собора кириллическая азбука XI в. необычного состава – она содержит 27 букв, из которых только четыре славянские (б, ж, ш, щ). С.А. Высоцкий считал эту азбуку ранним вариантом письменности, использовавшимся в христианских общинах на Руси до христианизации страны. Другие исследователи (Татьяна Аполлоновна Иванова) видели в ней ученический и не вполне удачный опыт овладения кириллицей. Валентин Лаврентьевич Янин, рассмотрев эту азбуку в контексте азбук на бересте (см. Берестяные грамоты), назвал её «азбукой неполного состава». В совокупности с другими азбуками в берестяных и эпиграфических источниках азбука из киевского собора свидетельствует о вариативности кириллической азбуки в ранний период русской письменности и о приспособлении славянского алфавита к восточнославянской фонетической системе. Достаточно многочисленны древнерусские граффити летописного характера, содержащие известия о важных событиях в жизни города и храма. Сообщения некоторых граффити находят соответствия в летописях: о смерти 20 февраля 1054 г. князя Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого, о кончине 23 августа (конец XI в.) Белгородского епископа Луки, о приезде в 1122 г. «из Грек» в Киев митрополита Никиты, о погребении 14 апреля (1093 г.) князя Всеволода (Андрея) Ярославича (все перечисленные граффити – в киевском Софийском соборе), о кончине 22 мая (1299 г.) Новгородского архиепископа Климента (церковь Спаса на Нередице, Новгород), о поставлении в 1326 г. на кафедру Новгородского архиепископа Моисея (церковь Николы на Липне, Новгород). Информация других граффити уникальна: о заключении мира на Желяни, о покупке княгиней Бояней земли, о посещении собора князьями и членами их семей (киевский Софийский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря), о начале живописных работ в новгородском Софийском соборе («почяли дѣлати на с(вя)тааго Костантина и Елены»), об организации братчинного пира по случаю завершения строительно-ремонтных работ.

 



 
PR-CY.ru