ГРАФФИТИ - Страница 7

Таковы надписи XIII в.: «Се азъ греш(ь)ныи Никола (на)псахъ мъляся Г(оспод)у и Б(о)гу Своему да (и)збавить мя (бе)щисльныхъ (гре)хъ моихъ»; надпись второй половины XII – первой половины XIII вв.: «Артемиос помилоу мя грѣшьника Ио(анна) азъ твоя стихѣра (ко)нархиса(х)» (прочтение и перевод обеих надписей принадлежат Анатолию Аркадьевичу Турилову). По замечанию исследователя, последняя надпись представляет «автограф одного из первых известных по имени древнерусских канонархов». В киевском и новгородском Софийских соборах обнаружены глаголические и смешанные кириллическо-глаголические молитвенные граффити (в Киеве – три, в Новгороде – десять), датируемые XI в. и представляющие собой фрагменты молитвенных формул («Господи, помози, спаси, помилуй»). Глаголические буквы в составе кириллических надписей первой половине XII в. обнаружены в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. Исключительно молитвенный или богослужебный характер глаголических граффити свидетельствует об особой, богослужебной функции глаголицы (показательно, что нет глаголических берестяных грамот). В Древней Руси знакомство с глаголицей являлось частью подготовки профессиональных книжников. Важными для исследователей с точки зрения славянской библейской текстологии и исторической литургики представляются граффити с выдержками из Священного Писания и церковных служб, сохранившиеся во многих древнерусских храмах. В киевском Софийском соборе надпись на фресковой композиции «Жертвоприношение Авраамово» (XII в.), содержит один из древнейших в славянской традиции отрывков из ветхозаветных текстов. Согласно атрибуции А.А. Турилова, текст соответствует стихам 7–8 с утраченной частью шестого стиха главы 22 книги Бытие и близок (не совпадая буквально) ко второй паремии в пятую субботу Великого поста. Многочисленные богослужебные граффити сохранились в новгородских храмах: в Софийском соборе («аз(ъ) ж(е) въз(в)еселюся, Господи» – Пс. 103:14), в церкви Спаса на Нередице (фрагменты великопостной службы шестого часа, начало XIV в., ирмосы службы на Успение Пресвятой Богородицы, XV в.), в церкви Феодора Стратилата на Ручью (фрагменты запричастного стиха, XV в.) На столбе жертвенника в церкви Успения на Волотовом поле нанесены фрагменты священнических возгласов всенощного бдения, стихира («Днесь церковная завеса на обличение беззаконных раздирается и солнце лучи своя скрывает, Владыку зря распинаема») и тропарь («Яко овча на заколение веден был еси, Христе Царю, и яко агнец незлобивый пригвоздился еси кресту от беззаконных мужей, грех ради наших, Человеколюбче!») утрени Великой пятницы, начало XV в. Стихира и тропарь службы Великой пятницы имеют знаки нотации, в них использованы фиты (как полагают исследователи, надписи сделаны кем-то из певчих). На фрагментах древней штукатурки из раскопок начала XX в. церкви апостола Климента в Старой Ладоге сохранился текст песнопения «Ныне силы небесные с нами невидимо служат» из литургии Преждеосвящённых Даров, (конец XII – начало XIII вв.). Стихира и тропарь из церкви Успения на Волотовом поле (начало XV в.) соответствуют богослужению по Студийскому уставу, использовавшемуся в Русской церкви до рубежа XIV и XV вв., когда совершался переход от Студийского устава к Иерусалимскому.

 



 
PR-CY.ru