ГРАФФИТИ - Страница 3

Исследование этого материала, в том числе древнейшего фрагмента глаголической азбуки-граффити на стене крещальни Круглой церкви, позволило И. Гошеву предложить ряд новых чтений, учёный также высказал соображения относительно раннего периода развития славянского письма, его взаимоотношения с праболгарским руническим письмом. Вслед за Э. Георгиевым И. Гошев реконструировал предполагаемое славянское письмо до равноапостольных Кирилла и Мефодия. Многие положения И. Гошева не выдержали испытания временем и новыми фактами. Так, исследование надписей Преслава и Круглой церкви (так называемый Преславский эпиграфический комплекс), предпринятое в 1980 гг. Казимиром Попконстантиновым и Альбиной Александровной Медынцевой, показало несостоятельность тезиса о славянском письме до равноапостольных Кирилла и Мефодия, было предложено более верное прочтение ряда надписей, в том числе глаголической азбуки на стене крещальни Круглой церкви, уточнена методика эпиграфических исследований. В последние десятилетия XX в. К. Попконстантинов частично ввёл в научный оборот эпиграфический комплекс из раскопок монастыря IX – начала XI вв. в селе Равна (близ Провадии), посвящённого Пресвятой Богородице. Наличие на остатках стен разнообразных граффити: греческих, славянских глаголических и кириллических, праболгарских рунических надписей, надписей «смешанного» типа (греческо-кириллических (более 300), рисунков крестов, монограмм, изображений животных, фрагментов орнаментов, находящих аналогии в украшениях глаголических рукописей), свидетельствует о существовании здесь в эпоху царя Симеона монастырского скриптория – одного из ранних центров славянской письменности периода «золотого» века древнеболгарской книжности, в котором насельники монастыря обучались не только грамоте (найдено несколько греческих и кириллическо-греческих абецедариев), но и переводческому делу (на это указывают греческо-кириллическая надпись, воспроизводящая третий стих псалма 53, греческая надпись, цитирующая стихи 13–16 псалма 144 и др.). В 1957 г. был открыт скальный монастырь около села Мурфатлар, где на остатках стен шести церковных зданий и построек X в. обнаружено более сотни праболгарских рунических и «руноподобных» знаков, кириллических, глаголических, греческих надписей и букв, а также около 1 тыс. рисунков. Все они относятся к христианскому времени и свидетельствуют о распространении славянской письменности в полиэтнической (праболгарской, славянской, греческой) монашеской среде. К эпохе Второго Болгарского царства относится ряд ктиторских, надгробных надписей на плитах, надписи на крестах, граффити паломников, поминальные граффити на стенах скальных монастырей в долинах рек Искыр, Русенски-Лом, в селе Иваново, надписи из Македонии и Сербии и др. Среди них есть надписи с датами – 1204, 1252, 1290/1291, 1322, 1335, 1342, 1356, 1379, 1491 гг. Средневековые надписи из Боснии и Герцеговины представлены многочисленными надгробными надписями и поминальными надписями на каменных крестах XIV–XVI вв., большое число из них датировано. По содержанию южнославянские глаголические граффити представляют собой фрагменты молитв: «Господи, помози рабу Божию имярек», «Господи, спаси (помилуй) раба Божия имярек» и т.п.

 



 
PR-CY.ru