ГЕОРГИЙ

ГЕОРГИЙ (IX в.) – епископ Никомидийский, святитель (память в Греческой церкви 29 декабря). Был дьяконом и хартофилаком храма Святой Софии в Константинополе. Современник и друг Константинопольского патриарха Фотия (сохранилась их переписка). В 860 г. был рукоположён во епископа. Через некоторое время оставил кафедру и отправился в ссылку вместе с Фотием. Время кончины Георгия неизвестно. В Синаксаре Константинопольской церкви его память отмечена под 29, 30, 31 декабря. Георгий – автор церковных песнопений, служб и около 170 гомилий: на Великие пятницу и субботу, Косме и Дамиану. Особенно выделяются богородичные темы, которым посвящён цикл различных Слов: на праведную Анну, три Слова на Зачатие Богородицы, на Рождество Богоматери, четыре Слова на Введение во храм Пресвятой Богородицы (как полагают исследователи, Георгий активно участвовал в распространении праздника), на Благовещение, на праведного Иосифа и Богоматерь, на Сретение, на стояние Богоматери у Креста (в рукописях сохранился древний славянский перевод) и на Успение. Ему же исследователи приписывают авторство повествования о ризе Богоматери с описанием избавления Константинополя от «варварской» (русской) угрозы в 864 г. и энкомий ризе и поясу Богоматери. Множество энкомиев посвящено различным святым. Георгий считается автором Жития преподобного Саввы и энкомия святителю Николаю. В рукописной традиции творения Георгия часто усваивают другим известным авторам, например, Афанасию Великому, Андрею Критскому. Изобилующие риторикой творения Георгия, по оценке Стилианоса Пападопулоса, не имеют высокого литературного достоинства. С этим Георгием, с большой долей вероятности исследователи отождествляют автора различных гимнографических произведений: самогласнов, кондаков, канонов и ирмосов, надписанных именем Георгий. Некоторые из них затрагивают темы гомилий Георгия. Самогласны Георгия включают три литийные стихиры на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября (они же повторяются в предпразднство и попразднство Введения; вторая – также на Собор архангела Михаила, 8 ноября); хвалитную стихиру отцам первого Вселенского собора, в Неделю седьмую по Пасхе (стихира повторяется в других последованиях Вселенским Соборам: по греческим книгам – в неделю от 13 до 19 июля, по славянским книгам – в неделю, ближайшую к 16 июля, и 11 октября); три литийные стихиры Иоанну Златоусту, 13 ноября; по мнению исследователей, также стиховную стихиру великомученице Христине, 24 июля. В печатных богослужебных книгах в последовании 21 ноября до настоящего времени сохраняются первый проимий и первый икос кондака, в последовании 20 ноября – второй проимий и второй икос. Исследователи полагают, что Георгию принадлежит также кондак на Зачатие Богородицы, 9 декабря, акростих. Ещё для одного кондака, на Воскрешение Лазаря, авторство Георгия подвергается сомнению. Но больше всего Георгий известен как автор множества канонов, что подтверждает и его синаксарь, где он назван «творцом канонов». Сохранилось более 200 канонов, связанных с именем Георгия, из них только 17 вошли в современные печатные богослужебные книги. Как правило, имя автора в родительном падеже составляет акростих, проходящий через богородичны.

 



 
PR-CY.ru