ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 6

Некоторые из этих икон немного различаются между собой, а также имеют как сходство, так и различие с достоверными списками Гребневской иконы: на образе из Новодевичьего монастыря, подобно изображению на пелене 1657 г., гиматий Христа не спущен с правого плеча, на левом плече Богоматери, как и на Гребневской иконе из Русского музея, отсутствует кайма мафория; на иконе из Суздаля есть кайма, Христос показан в гиматии, открывающем рубашку. Гребневской иконой по надписи начала XX в. на сорочке обычно называют новгородскую пядничную икону конца XV в. из Троице-Сергиевой лавры. Это наименование исследователи считают ошибочным, поскольку изображение раскрытого мафория Богоматери с цветными зигзагообразными отворотами и белой рубашки Младенца не соответствует иконографии Гребневской иконы и является признаком особого типа, который в современной литературе известен как «Богоматерь Грузинская» или «Иерусалимская». Тем не менее, икона из Троице-Сергиевой лавры послужила образцом для ряда современных икон Божьей Матери, называемых «Гребневская», но не соответствующих подлинному облику чудотворного образа. История Гребневской иконы с XVI в. связана с Гребневской (Успенской на Бору) церковью на Лубянке. Точные сведения как о времени возникновения этого храма, так и о появлении в нём иконы отсутствуют. Сказание относит основание храма ко времени Ивана III, который в связи с походом на Новгород в 1471 г. «по обещанию своему заложил церковь Успения Пресвятыя Богородицы на бору древяну и построя поставил сии образ чюдотворныи пресвятыя и сим образом чюдо сотворися ему сопостатов победи». Судя по наименованию храма в документах 1580 гг., «Пречистые Богородицы Гребневския» икона находилась в церкви на Лубянке уже в это время. Архитектура каменного храма, разобранного в 1935 г., подтверждает, что речь идёт именно об этом храме. О его внешнем виде исследователям позволяет судить не только план, относящийся к середине XIX в. (Алексей Александрович Мартынов), но и обмеры, выполненные в 1930 г. сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских (Владимир Анатольевич Силантьев и Василий Викторович Ильяшев). Храмовый ансамбль состоял из одноглавого храма, покрытого четырёхскатной кровлей. С запада к нему примыкала трапезная, в северном углу которой был выгорожен при помощи деревянных перегородок тёплый придел во имя Сергия Радонежского. С юга к трапезной был пристроен придел во имя Иоанна Нового Сочавского со своей трапезной. На месте диаконника был построен другой придел – во имя Димитрия Солунского (упразднён в 1812 г.), над которым была колокольня. В середине XIX в. считалось, что наиболее древней постройкой в ансамбле был придел Димитрия Солунского, к которому был пристроен Успенский храм, из-за чего его алтарь был сделан лишь с двумя апсидами. Однако Михаил Витольдьевич Красовский убедительно доказал, что наиболее древним ядром ансамбля являлся бесстолпный храм с тремя алтарными апсидами. Впоследствии, как он считал, на месте северной апсиды построили церковь Димитрия Солунского с большой полукруглой апсидой. Оба храма (во имя Успения Пресвятой Богородицы и Димитрия Солунского) были отнесены им к XVI в. В 1920 гг. под руководством Дмитрия Петровича Сухова начались натурные исследования и реставрация храма.

 



 
PR-CY.ru